Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

понедельник, 25 мая 2015 г.

Johann Sebastian Bach / Иоганн Себастьян Бах.Werke aus dem "Notenbüchlein für Anna M. Bach Менуэты из Нотной тетради Анны Магдалены Bach:

Johann Sebastian Bach / Иоганн Себастьян Бах
Менуэты из Нотной тетради Анны Магдалены Бах 
Bach:Werke aus dem "Notenbüchlein für Anna M. Bach 
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Менуэты.

В 1720 году, еще до женитьбы на Анне Магдалене, Бах завел «Клавирную книжечку для Вильгельма Фридемана», своего старшего сына. Обычной практикой было во времена Баха вести домашние альбомы, причем не только музыкальные, но — даже в еще большей степени — и литературные (можно вспомнить сотни «стихотворений в альбом», «листков из альбома»...), чтобы записывать в них полюбившиеся пьесы, стихи... Ведь так естественно — в доме, который музыка наполняла как воздух, где новые произведения ежедневно создавались всеми, в буквальном смысле от мала до велика,— иметь тетрадь, в которую бы все это записывалось.

Когда говорят о нотных тетрадях или книжечках Баха, перечисляют их три: кроме названной, еще две,  предназначенные Бахом для Анны Магдалены. Одна была начата в 1722 году, вторая — в 1725-м.

 Брак его с Анной Магдаленой Вюлкен — дочерью трубача из Вейсенфельса — был счастливым. Анна Магдалена, одаренная большой музыкальностью и хорошим сильным сопрано, наделенная к тому же мягким, благородным характером, сделалась верным другом и помощницей великого музыканта. Она была его ученицей в игре на клавире, главной певицей его «семейной капеллы», всегдашней соучастницей домашних музицирований; к тому же она оказывала огромную помощь слабому зрением композитору, переписывая для него ноты. Как память их любви и содружества сохранились два музыкальных сборника, так называемые «Нотные тетради Анны Магдалены Бах».
Вторая нотная тетрадь была начата в 1725 году. Вероятно, Бах подарил ее — тогда еще чистую — ко дню рождения (24-летию) Анны Магдалены. Тетрадь, вероятно, радовала глаз, когда была новая. Для нее, пожалуй, больше подходит название «Книжечка»: она в зеленом кожаном переплете, обрамленном золотым бордюром, с двумя замочками, с красными атласными ленточками. В середине тисненные золотом инициалы и год.

Когда стала заполняться эта нотная тетрадь, старшему сыну Баха, Вильгельму Фридеману, шел пятнадцатый год, Карлу Филиппу Эмануэлю — одиннадцатый, Иоганну Готфриду Бернхарду — десятый. Все в доме пользовались этой тетрадью. Кто-то разучивал из нее записанное отцом, кто-то вписывал в нее свои первые композиции, кто-то овладевал искусством аккомпанемента (в конце Тетради помещены правила исполнения по так называемому цифрованному басу. Есть здесь и вокальная музыка: она предназначалась для самой Анны Магдалены. Бах как-то писал в одном из писем, что домашними силами может составить целый вокальный и инструментальный концерт.
Исследования последнего времени показали, что далеко не все пьесы этой тетради принадлежат И. С. Баху. Здесь есть пьесы его сына Карла Филиппа Эмануэля, Франсуа Куперена, Кристиана Петцольда, старшего современника И. С. Баха, Иоганна Адольфа Хассе, Георга Бёма. С определенной долей вероятности среди авторов называются Иоганн Кристиан Бах и Готфрид Генрих Штёльцель.











Комментариев нет:

Отправить комментарий