Эдвард Григ "Ноктюрн" ор.54
“Ноктюрн”— изумительный по
тонкости лирический пейзаж. Блики природы выписаны здесь, кажется, с живописной
ясностью, но ни одна “живописная” деталь не выпадает из общего, глубоко
лиричного тона “картины”. “Ноктюрн” написан в динамической трехчастной форме.
Основу первой части составляет лирическая мелодия. Устремленные вверх
“разомкнутые” мелодические фразы, напряженность хроматизмов в гармонии,
уводящей от ясных тяготений и устойчивости тоники, неожиданные мягкие и
красочные тональные повороты — все это сообщает образу романтическую зыбкость,
тонкость нюансов. Но вспомним начало мелодии: она вырастает из короткого
наигрыша народного склада, словно доносящегося издали. Простой и понятный,
вызывающий образные (пейзажные) ассоциации, он не включается в дальнейшее
развитие мелодии, как бы оставаясь живым, “объективным” впечатлением. Так же
естественно, продолжая лирический образ, возникают живописные образы: трели
птиц, легкое дуновение ветерка. С мастерством колориста Григ сумел придать
красочность, тембровую определенность каждой теме. Начальный наигрыш вызывает в
представлении тембр рожка, лирический разлив мелодии — теплое звучание
смычковых инструментов, светлые переливчатые трели — звонкий и чистый звук
флейты. Так в фортепианную звучность привносятся черты оркестральности. В
“Ноктюрне” можно проследить лаконичность григовского стиля. Здесь велико
выразительное значение мельчайшей музыкальной детали: регистровые контрасты,
смена размера от плавного, текучего к более легкому и подвижному, контрасты
напряженного развития гармонии в начале, статики в “трельной” теме и красочных
гармонических сопоставлений в середине (Piu mosso, нонаккорды в терцовом и
тритоновом соотношении), образные контрасты и их музыкальная связь. Важны в
“Ноктюрне” и пропорции в соотношении частей: средняя часть, легкая, воздушная,
значительно сжата по сравнению с крайними частями. В репризе разлив лирики
сильнее, ярче. Краткая и сильная кульминация темы звучит как выражение полного,
восторженного чувства. Интересен конец “Ноктюрна”: интенсивное развитие мелодии
переводится в сферу красочных созвучий (секвенция на длинной цепи хроматически
нисходящих септаккордов). “Трельный” мотив неожиданно набегает тогда, когда
слух ждет появления начального наигрыша. Уже лишенный гармонической
красочности, с грустным повтором - “эхо” (на полтона ниже), он звучит, как
далекий отзвук.
Комментариев нет:
Отправить комментарий