Георгий Васильевич Свиридов / Georgy Sviridov
"Весна и Осень".
Музыка из кинофильма "Метель"
Музыка в сюите разделяется на несколько частей; однако тут у музыковедов ведутся большие споры; кто-то отчетливо видит 7 частей, а кто-то, столь же отчетливо, — 9 частей, причем определяя их по-разному. Музыковед Л. Михеева определяет так:
"Весна и Осень".
Музыка из кинофильма "Метель"
«Метель» — сюита композитора Георгия Свиридова, созданная в 1973 году на основе его же музыки к фильму по повести А. С. Пушкина «Метель» 1964 года.
Кинорежиссер
Владимир Басов, приступая к экранизации пушкинской повести «Метель», обратился
к композитору Г. Свиридову с просьбой о сочинении музыки к будущему фильм.
Пушкинская
повесть «Метель» из цикла «повестей Белкина» была написана в 1830 и издана в
1831 году. И вот через сто тридцать с лишним лет появлялась ее экранизация.
Повесть чуточку иронична и лукава. Это литературное произведение давно вошло в
классику русской литературы и хорошо известно. Пушкин рассказал
полуанекдотическую историю про провинциальную барышню, которая случайно вышла
замуж не за того, поскольку ее жених заплутал в метель; тем не менее история
счастливо заканчивается новой любовью.
Композитор
взялся за эту работу.
Однако он
ушел от пушкинского сюжета напрочь, его музыка словно бы и не связана с
литературной канвой, она стала самостоятельным действующим лицом фильма, лишь
вплетаясь в какие-то фрагменты. Она оказалась лишена того оттенка иронии,
который явно ощущается в повести. Зато в ней проявилось совсем другое —
настроение, душевность, поэтичность. А еще она стала — шедевром.
Фильм
«Метель» вышел в 1964 году.
Музыка из
него сразу же зажила своей жизнью. Она оказалась настолько осязаема, что,
кажется, будто не только слышишь ее, но и видишь воочию — и картины
природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса.
Прошло еще
много лет, а именно — девять, и в 1973 году композитор Г. Свиридов
вернулся к этой музыке, решив переделать разбросанные по фильму музыкальные
фрагменты в одно целое. Новое
музыкальное произведение было окончено в 1974 году.
Состав
оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета,
малый кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба,
литавры, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокола,
колокольчики, челеста, 2 арфы, фортепиано, струнные.Музыка в сюите разделяется на несколько частей; однако тут у музыковедов ведутся большие споры; кто-то отчетливо видит 7 частей, а кто-то, столь же отчетливо, — 9 частей, причем определяя их по-разному. Музыковед Л. Михеева определяет так:
- № 1, «Тройка» — эта
мелодия явно перекликается си ямщицкими, настолько угадывается в ней бег
саней, скользящих по снегу русской зимы за лихой тройкой лошадей.
- № 2, «Вальс» —
открывается призывными фанфарами, после которых вступает непритязательная
мелодия с характерным для вальса аккомпанементом (бас на первой доле и
аккорды на второй и третьей), но при этом без пышности и великолепия
бального танца.
- № 3, «Весна и
осень» — две крошечные миниатюры.
- № 4, «Романс»
- № 5, «Пастораль»
- № 6, «Военный марш»
- № 7, «Венчание».
- № 8, «Отзвуки
вальса» — со знакомой по второму номеру мелодией, но более
приглушенно, как воспоминание.
- № 9, «Зимняя дорога» — опять образ тройки, бегущей по снегу и тянущей сани.
Музыка
Свиридова как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, ее простоте и
безыскусности, простодушию героев, их цельному, гармоническому восприятию
жизни. Эта музыка насквозь пронизана мелодическим началом, которое в ней
решительно преобладает. Гармонии в произведениях достаточно просты, хотя подчас
оригинальны и изысканны в своем роде. Весь оркестровый колорит изобличает,
однако, современного мастера, тонко стилизующего иную музыкальную эпоху.
В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию
бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую
одухотворенность и возвышенность.
Примеры тому – «Весенняя кантата» на слова Некрасова (1972) с ее
удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью "Весенний зачин".
Константин Маковский
фильм "Неизвестный Свиридов" здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий