Д. Шостакович "Детская тетрадь" ор.69. 1945 г.
С детских лет Шостакович рос и воспитывался в музыкальной атмосфере. Музицирование в доме Шостаковичей, как и во многих интеллигентных домах Петербурга, было естественной и органичной частью семейного быта. Охотно пел под гитару отец, подолгу седела за роялем мама. За стеной, в соседней квартире жил виолончелист, и иногда складывался ансамбль — квартет или трио. С воодушевлением и радостью играли Гайдна и Моцарта, Чайковского и Бородина. Все это глубоко запечатлелось в музыкальной памяти мальчика.
Д. Д. Шостакович родился в Петербурге 25 сентября 1906 года.
Отец, инженер-химик, работал в Главной Палате мер и весов, основанной Д. И.
Менделеевым, и принадлежал к числу близких сотрудников ученого. Мать была превосходным
педагогом фортепианной игры для начинающих. Под ее руководством будущий
композитор и две его сестры начинали учиться музыке.
С детских лет Шостакович рос и воспитывался в музыкальной атмосфере. Музицирование в доме Шостаковичей, как и во многих интеллигентных домах Петербурга, было естественной и органичной частью семейного быта. Охотно пел под гитару отец, подолгу седела за роялем мама. За стеной, в соседней квартире жил виолончелист, и иногда складывался ансамбль — квартет или трио. С воодушевлением и радостью играли Гайдна и Моцарта, Чайковского и Бородина. Все это глубоко запечатлелось в музыкальной памяти мальчика.
Хорошее образование не мыслилось без музыки и девяти лет
Митя начал заниматься игрой на фортепиано под руководством матери. Успехи проявились
так скоро, что через пару месяцев мальчика повели в дом на Владимирском
проспекте, где находились пианистические курсы И. Гляссера. К началу учебы на
курсах относится и первая тяга к сочинительству, которая сразу стала упорной и
неукротимой. Едва ли не первой из известных нам композиторских проб Шостаковича
была фортепианная пьеса «Солдат».
«В нашей семье горячий отклик находили события Первой
мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Поэтому неудивительно, что
уже в детских сочинениях, написанных в эти годы, сказалось мое стремление
как-то отражать жизнь. Такими наивными попытками “отражать жизнь” были мои
пьесы для фортепиано — “Солдат”, “Гимн свободе”, “Траурный марш памяти жертв
революции”, написанные в возрасте девяти – одиннадцати лет».
Сами названия пьес раскрывают полную определенность
намерений и интересов юного автора. Он родился через полтора года после
Кровавого воскресенья и за одиннадцать лет до Октябрьской революции.
Однозначности и ясности в мире не было… Первая мировая война огрызалась бравыми
газетными заголовками, кровью, грязными обмотками инвалидов на улицах. Не все
происходящее было понятно, но тревожный пульс времени мальчик улавливал точно,
а «стремление как-то отражать жизнь», при всей наивности его результатов, уже
стало стремлением — настоящим и четким. Он впитывал и осмыслял колеблющийся мир
с детским любопытством, а память с недетской цепкостью исподволь накапливала
звуки и краски грозных дней.
Восторженно относились к юному композитору-пианисту все, кто
слышал его тогда. Игра его уже запоминалась и заставляла взрослых напряженно
вслушиваться в рождающуюся под детскими пальцами музыку. Вот как это описывает
Константин Федин: «Чудесно было находиться среди гостей, когда худенький
мальчик, с тонкими поджатыми губами, с узким, чуть горбатым носиком, в очках…
абсолютно бессловесный, злым букой переходил большую комнату и, приподнявшись
на цыпочки, садился за огромный рояль. Чудесно — ибо по какому-то непонятному
закону противоречия худенький мальчик за роялем перерождался в очень дерзкого
музыканта, с мужским ударом пальцев, с захватывающим движением ритма. Он играл
свои сочинения, переполненные влияниями новой музыки, неожиданные и
заставлявшие переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно до
смеха или до слез. Его музыка разговаривала, болтала, иногда весьма озорно.
Вдруг в своих сбивчивых диссонансах она обнаруживала такую мелодию, что у всех
приподнимались брови. И мальчик вставал из-за рояля и тихонько, застенчиво
отходил к своей маме…»
… Стопка исписанной нотной бумаги на фортепиано «Дидерихс»
все росла и росла. Попытки сочинять не прекращались, и знакомые посоветовали
обратиться к Глазунову, директору Петроградской консерватории.
Для внушительного экзамена тринадцатилетний музыкант
приготовил несколько фортепианных прелюдий. Экзамен проходил в кабинете А.
Глазунова и был по традиции обставлен очень торжественно. Талант заметили все
экзаменаторы без исключения. В экзаменационном листе Глазунов дал Шостаковичу
следующую характеристику: «Исключительно яркое, рано обрисовавшееся дарование.
Достойно удивления и восхищения…»
Широк и разнообразен был круг интересов Шостаковича. Самый
любимый композитор — Чайковский. "Его творчество казалось недосягаемым.
Это была любовь до сумасшествия, до самозабвения", — писал Шостакович.
"И еще одна страстная любовь — Мусоргский, перед которым благоговею".
К творчеству Мусоргского Шостакович обращался неоднократно на протяжении
многих лет. Он оркестровал оперы "Борис Годунов",
"Хованщина", вокальный цикл "Песни и пляски смерти", песню
"Блоха". Среди зарубежных композиторов любимыми были Бах, Моцарт,
Бетховен, Шуберт, Шуман. Сильное впечатление производили симфонии Малера.
Свои кумиры имелись среди писателей — Гоголь, Достоевский.
Из поэтов — Пушкин, Лермонтов. Очень любил Шостакович театр, особенно пьесы
Шекспира, Евгения Шварца, увлекался цирком, считал его настоящим искусством, в
котором невозможна халтура. Был завзятым футбольным болельщиком, даже окончил
школу футбольных судей и написал как-то в спортивной газете отчет о футбольном
матче.
Скромный, внешне хрупкий, многие годы выглядевший юным, как
мальчик, Шостакович, по словам писателя Михаила Зощенко, был «жесткий, едкий,
чрезвычайно умный, сильный... мудрый человек».
Художник Юрий Кротов
Комментариев нет:
Отправить комментарий