Кант "Радуйся, Росско земле!"
Патриотические канты пел хор или вокальный ансамбль без сопровождения, а также с участием духовых инструментов (например, роговых оркестров). Нередко они сопровождались колокольным звоном, пушечной пальбой и фейерверком.
Позже появились бытовые канты на различные темы, в том числе «мореходные» («Буря море раздымает»), лирические («На горах Валдайских сидел Аполлон»), шуточные, пасторальные («Весна катит, зиму валит»). Бытовые канты оставались излюбленной формой музицирования средних слоёв городского населения до конца XVIII века.
Для музыкального стиля кантов характерно трёхголосие гомофонного склада(часто с параллельным движением двух верхних голосов), в гармонии — диатоника, ясная тональная функциональность, в ритмике — квадратность группировки тактов. Способ распева текста преимущественно силлабический (один слог текста распевается на один звук); слова «осанна», «многая лета», «виват» иногда распевались мелизматически и включали имитационныепереклички. Форма канта строфическая. Музыковеды традиционно связывают стилистику канта с партесным концертом.
Среди авторов стихов, на которые распевались канты — В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П.Сумароков. Большинство авторов музыки кантов анонимны; среди известных по имени — В.П. Титов и М.С. Березовский.
"Радуйся, Росско земле!"- это панегирический кант примерно 1721 года, посвящённый победе в Северной войне и заключению Ништадтского мирного договора. Кант посвящён архитектору той победы и новой империи Императору Всероссийскому и Отцу Отечества Петру I Великому. В песне он сравнивается с сыном Зевса и Европы мудрым царём Радамантом.
Радуйся, Росско земле, радуйся, Росско земле,
Ликуй, веселися, ликуй, веселися:
Петре камень твердейший,
Петре камень твердейший, паче адаманта.
На камени толиком, на камени толиком
Яко утвердися, яко утвердися,
Сего и вся трепещут, сего и вся трепещут силы Радаманта
Сим каменем Российским, сим каменем Российский,
Свет ся защищает, свет ся защищает,
Сокруши и швецку льву, сокруши и швецку льву
Зубы изощренны.
Кант (от лат. cantus пение, распев) — жанр светской многоголосной музыки в России, распространённый с середины XVII до конца XVIII веков. Не будет преувеличением сказать, что кант стал самым любимым, популярным жанром, на многие десятилетия поселившимся в русском быту и оставившим значительный след в отечественной культуре. Сначала содержание канта было религиозным, но постепенно становилось чисто светским — торжественно-хвалебным, патриотическим, любовно-лирическим и даже шуточным.
Одним из источников канта музыковеды считают паралитургическиерусские песни, так называемые псальмы. В царствование Петра I в большом ходу были патриотические и «виватные» (приветственные) канты, которые приурочивались к празднествам, торжественным приёмам, к важным историческим событиям, особенно по случаю военных побед и заключения мира (например, кант «Радуйся Роско земле» на заключение Ништадтского мира, 1721). Канты звучат на официальных торжествах, посвящаются военным победам и важным событийным моментам государственной жизни. При Петре I воздвигались триумфальные ворота. Это происходило на московских, а позже Санкт-Петербургских улицах по случаю выигранных сражений. Победителей встречали во вратах хоры певчих и торжественные фанфары военных оркестров.Патриотические канты пел хор или вокальный ансамбль без сопровождения, а также с участием духовых инструментов (например, роговых оркестров). Нередко они сопровождались колокольным звоном, пушечной пальбой и фейерверком.
Позже появились бытовые канты на различные темы, в том числе «мореходные» («Буря море раздымает»), лирические («На горах Валдайских сидел Аполлон»), шуточные, пасторальные («Весна катит, зиму валит»). Бытовые канты оставались излюбленной формой музицирования средних слоёв городского населения до конца XVIII века.
Для музыкального стиля кантов характерно трёхголосие гомофонного склада(часто с параллельным движением двух верхних голосов), в гармонии — диатоника, ясная тональная функциональность, в ритмике — квадратность группировки тактов. Способ распева текста преимущественно силлабический (один слог текста распевается на один звук); слова «осанна», «многая лета», «виват» иногда распевались мелизматически и включали имитационныепереклички. Форма канта строфическая. Музыковеды традиционно связывают стилистику канта с партесным концертом.
Среди авторов стихов, на которые распевались канты — В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П.Сумароков. Большинство авторов музыки кантов анонимны; среди известных по имени — В.П. Титов и М.С. Березовский.
На канте основано знаменитое “Славься” из “Ивана Сусанина” М. И. Глинки.
Кант оказал влияние на формирование популярного в XIX в. жанра городского романса."Радуйся, Росско земле!"- это панегирический кант примерно 1721 года, посвящённый победе в Северной войне и заключению Ништадтского мирного договора. Кант посвящён архитектору той победы и новой империи Императору Всероссийскому и Отцу Отечества Петру I Великому. В песне он сравнивается с сыном Зевса и Европы мудрым царём Радамантом.
Радуйся, Росско земле, радуйся, Росско земле,
Ликуй, веселися, ликуй, веселися:
Петре камень твердейший,
Петре камень твердейший, паче адаманта.
На камени толиком, на камени толиком
Яко утвердися, яко утвердися,
Сего и вся трепещут, сего и вся трепещут силы Радаманта
Сим каменем Российским, сим каменем Российский,
Свет ся защищает, свет ся защищает,
Сокруши и швецку льву, сокруши и швецку льву
Зубы изощренны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий