Феликс Мендельсон / Felix Mendelssohn Bartholdy
Lieder ohne Worte / Песни без слов, Op.62
№6 "Весенняя песня" / "Chanson De Printemps" / Frühlingslied (Spring Song)
Lieder ohne Worte / Песни без слов, Op.62
№6 "Весенняя песня" / "Chanson De Printemps" / Frühlingslied (Spring Song)
Феликс Мендельсон (Felix Mendelssohn, 1809 – 1847) — немецкий
композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкально-общественный деятель.
Мендельсон — один из крупнейших представителей немецкого романтизма,
тесно связанный с классическими традициями (эстетическая позиция Мендельсона —
основателя лейпцигской школы — отличалась ориентацией на классические образцы),
но искавший новый тип выразительности. Музыка Мендельсона отличается
стремлением к ясности и уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опора на
бытовые формы музицирования и интонации немецкой народной песни («Песни без
слов» для фортепиано и др.). Специфичная для Мендельсона образная сфера —
изящная фантастическая скерцозность (увертюра из музыки к пьесе «Сон в летнюю
ночь» и др.). Исполнительский стиль Мендельсона-пианиста, противника
поверхностной виртуозности, повлиял на его инструментальную музыку (концерты,
ансамбли и др.). Один из создателей романтического симфонизма, Мендельсон обогатил
его жанром программной концертной увертюры («Морская тишь и счастливое
плавание», 1832, и др.).
Мастерство Мендельсона-миниатюриста проявилось в его простых и вместе с тем изысканных "Песнях без слов"; эту серию фортепианных пьес - своего рода лирический дневник - композитор писал с 1829 по 1845 (всего 8 тетрадей по 6 пьес в каждой).
« Песни без слов» — разновидность инструментальной миниатюры, такая же, как экспромт или музыкальный момент. У Мендельсона в небольших фортепианных пьесах отчетливо обозначилась основная тенденция романтиков — «вокализировать» инструментальную музыку, придать ей песенную выразительность, как бы одушевить инструмент, заставить его петь. От песни заимствуется ее способность непосредственного отклика на любое, самое кратковременное движение жизни, в новую сферу переносится экспрессивность живого человеческого голоса со всем богатством и разнообразием тембровых оттенков. «Песни без слов» Мендельсона полностью соответствуют своему названию и назначению.
Сорок восемь «Песен без слов» — собрание
пьес, которые Мендельсон сочинял на протяжении всей творческой жизни. Первая из
восьми тетрадей, изданная в 1834 году, была написана в годы молодости, под
впечатлением заграничных путешествий по Италии и Швейцарии. Две последние
тетради — ор. 85 и 102 — пьесы последних лет, были изданы уже после смерти
композитора. В этих миниатюрах, отмеченных печатью артистизма и благородства,
раскрыт душевный мир Мендельсона — лирика и поэта.
Мастерство Мендельсона-миниатюриста проявилось в его простых и вместе с тем изысканных "Песнях без слов"; эту серию фортепианных пьес - своего рода лирический дневник - композитор писал с 1829 по 1845 (всего 8 тетрадей по 6 пьес в каждой).
« Песни без слов» — разновидность инструментальной миниатюры, такая же, как экспромт или музыкальный момент. У Мендельсона в небольших фортепианных пьесах отчетливо обозначилась основная тенденция романтиков — «вокализировать» инструментальную музыку, придать ей песенную выразительность, как бы одушевить инструмент, заставить его петь. От песни заимствуется ее способность непосредственного отклика на любое, самое кратковременное движение жизни, в новую сферу переносится экспрессивность живого человеческого голоса со всем богатством и разнообразием тембровых оттенков. «Песни без слов» Мендельсона полностью соответствуют своему названию и назначению.
Независимо от того, чем вызвано то или
иное настроение, красотой ли внешнего мира или состоянием собственной души,
«Песни без слов» — это гамма оттенков, различие нюансов тонкого, изящного
лиризма Мендельсона.
В основе каждой песни лежит один
музыкальный образ, его эмоциональное содержание сосредоточено в мелодии,
которую обычно ведет верхний голос. Остальные аккомпанирующие или
контрапунктирующие голоса образуют фон, который, оттеняя рельеф мелодии,
обогащает ее выразительность.
Некоторые миниатюры носят программный
характер, на что указывают их названия: «Охотничья песня», «Весенняя песня»,
«Народная песня», «Песня венецианского гондольера», «Похоронный марш», «Песня
за прялкой» и другие. Большинство же «Песен без слов» названий не имеет, и в
них преобладают два типа лирических образов: светлых, элегически-печальных,
задумчивых или взволнованных, порывистых, устремленных.
Frühlingslied (Spring Song) op. 47 No. 3
John William Waterhouse
Комментариев нет:
Отправить комментарий