Charles-Camille Saint-Saëns / Шарль-Камиль Сен-Санс "Карнавал животных" / The Carnival of the Animals (8-14)
№ 1, «Интродукция и королевский марш льва», состоит из двух разделов.
Первый сразу же настраивает на комический лад: струнные словно с трудом
раскачиваются перед расходящимся фортепианным глиссандо по всей клавиатуре. Во
втором разделе собраны самые тривиальные маршевые обороты, ритмические и
мелодические. Гармония не меняется на протяжении многих тактов, а примитивная
тема струнных в унисон неоднократно повторяется. Зато в середине в
стремительных октавах рояля и хроматических пассажах виолончели и контрабаса
слышатся настоящие раскаты львиного рыка.
№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще
французскими клавесинистами конца XVII — первой половины XVIII веков. Но если
Рамо кудахтанье своей «Курицы» передал средствами клавесина, то у Сен- Санса
перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к
которым позднее присоединяются альт и кларнет.
В № 3 предстают «Куланы — животные быстрые». Это технический этюд для двух
солирующих фортепиано в стремительном темпе Presto furioso (неистово).
№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему. На редкость медлительные животные
охарактеризованы одним из самых залихватских танцев, возникших в Париже в
середине XIX века: в темпе величественного анданте струнный квинтет под
фортепианный аккомпанемент интонирует канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в
аду».
№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано
сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и
малоподвижный, играет вальс в темпе Allegretto pomposo (пышно, торжественно).
При этом в центре возникает вальсовая мелодия из «Балета сильфов» —контрабас
изображает духов воздуха, навевающих волшебные сны герою «Осуждения Фауста»
Берлиоза.
В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы
аккордами стаккато словно соревнующихся друг с другом двух солирующих
фортепиано.
№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся
переливающиеся пассажи двух фортепиано, звучащих на левой педали; тихо
повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без
контрабаса) с сурдинами.
№ 8, «Персонаж с длинными ушами», почти так же краток, как № 6. Но теперь
вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в
свободном темпе подражают крику осла.
№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но
совершенно иного склада. Кукует кларнет, расположенный за кулисами, а притихший
лес воплощен в красочных аккордах двух фортепиано, приглушенно звучащих на
левой педали.
В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент — флейта, словно
исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет
сливается с звонкими трелями двух фортепиано.
№ 11, «Пианисты», представляет еще один вид упрямых и довольно тупых
животных. Они усердно и громко повторяют гаммы в 4 руки, а в конце трудятся над
упражнением в терциях. Квинтет струнных всячески поддерживает их старания. В
примечании к партитуре французские издатели поясняют, что исполнители должны
имитировать неловкую игру начинающего.
№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия в темпе Allegro ridicolo
(смехотворно). Название имеет в виду не останки доисторических животных, а
допотопные, вымершие образцы вокального искусства. В загробный мир вводит тема
«Пляски смерти» самого Сен-Санса в характерном тембре ксилофона, хотя и в
другом размере. Два фортепиано излагают мотивы старинных французских песен «Ах,
скажу вам, мама» и «При свете луны». Их древность подчеркнута сложными
полифоническими приемами. Последним ископаемым оказывается Розина из
«Севильского цирюльника» Россини — кларнет имитирует сверкающие колоратуры ее
каватины.
№ 13, «Лебедь», единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует
светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели,
поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано,
сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.
№ 14, развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до
сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает
пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением
служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену
звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже
знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит
осел.
Первое исполнение «Карнавала животных» никак нельзя назвать
публичным – оно состоялось в узком кругу друзей композитора в 1886 году.
Вторично Сен-Санс исполнил его – опять же в компании близких друзей – для
Ференца Листа 2 апреля того же, 1886 года, когда великий венгр приехал в Париж.
(Надо заметить, что Лист очень тепло относился к Сен-Сансу и дирижировал его
оперой “Самсон и Далила” на премьере в Веймаре в 1877 году; тот в свою очередь
посвятил Листу Третью симфонию “с органом”). С тех пор “Карнавал животных” при
жизни Сен-Санса никогда не исполнялся.
За исключением “Лебедя”. Это произведение – великолепное
торжество лирики. Мало что можно поставить рядом с этим одним из лучших
творений Сен-Санса. Понятна блистательная судьба “Лебедя” – он быстро выделился
из “Карнавала животных” и зажил собственной жизнью.
В 1905 году великий русский балетмейстер Михаил Фокин создал
балетный номер на музыку “Лебедя” для гениальной русской балерины Анны
Павловой. В варианте Фокина–Павловой номер получил название “Умирающий лебедь”.
Завораживает красота этого шедевра балетного искусства. Сохранилась видеозапись
танца Анны Павловой – единственный кинодокумент, зафиксировавший танец великой
балерины.
При всей гениальности танца Анны Павловой, нельзя не
отметить, что сама музыка Сен-Санса не содержит в себе ничего, что связано с
образами смерти, она стремится выразить лишь изящную и мечтательную пластику
птицы, которая столь часто вдохновляла поэтов и музыкантов.
Помимо этих кадров, существует книга Михаила Фокина,
изданная в Нью-Йорке в 1925 году издательством “J. Fischer & brother” и
посвященная его хореографическим этюдам, в частности “Умирающему лебедю”. Кроме
подробного описания сочиненного им танца, в ней имеются 36 фотографий балетных
поз М.Фокина в этом этюде, сделанных Верой Фокиной.
Закончив артистическую карьеру, Анна Павлова поселилась в
Лондоне. Ее дом стал знаменит декоративно оформленным прудом, в котором всегда
водились лебеди. Балерина очень любила фотографироваться с ними. Сохранившиеся
фотографии напоминают об этом ее самом знаменитом балетном соло. Примечательно,
что книга об Анне Павловой, подготовленная к печати Андреем Оливеровым и
опубликованная в издательстве “Da Capo” в 1979 году, назывались “Полет лебедя:
воспоминания об Анне Павловой”.
В 1924 году в Голливуде был снят фильм о знаменитой
балерине, в котором есть кадры кинохроники, запечатлевшие ее с дивными
лебедями. И назывался он “Бессмертный Лебедь”.
Anna Pavlova - The Dying Swan здесь
Тест для проверки знаний.
В клеточки вписываем номер звучащего примера и подчеркиваем нужные инструменты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий