Андрей Павлович Петров / Andrey Petrov
"Песня солдата" (Дорожная) на стихи А. Галича
"Песня солдата" (Дорожная) на стихи А. Галича
из кинофильма "Старая, старая сказка"
Андрей Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. Его мама Ольга Петровна Ваулина была художницей, отец Павел Платонович – военным хирургом. О своей семье Андрей Петров рассказывал: «Папа работал врачом, мама и дедушка были художниками. Кстати, дед был довольно известным керамистом — его звали Пётр Ваулин. И он приложил руку к созданию изразцовой татарской мечети в Петербурге, а в Москве к созданию гостиницы «Метрополь», Ярославского вокзала, Третьяковской галереи. Правда, брат моей мамы был композитором, но он уехал из страны в 20-е годы, ещё до моего рождения, и жил в Чехии. Поэтому познакомились мы с ним намного позже. К сожалению, его композиторская судьба не сложилась. Но после него остались ноты, которые я ребёнком с любопытством разбирал…».
Когда началась война, в 1941 году Андрей Петров вместе с семьей отправился из Ленинграда в эвакуацию в Сибирь. Он уже умел играть на скрипке, но становиться музыкантом не собирался. Зато очень любил читать книжки. Ему повезло - в городе Ленинске-Кузнецком, где поселилась семья Петровых, имелась очень хорошая библиотека, которой заведовала тетя Андрея, и он практически пропадал среди книжных полок, много читал, наизусть знал произведения Александра Грина и Константина Паустовского, и даже сам пробовал писать стихи и рассказы.
Сам Андрей Петров позже в интервью рассказывал: «Романтическое восприятие действительности у меня с детства. Я много читал, моими кумирами были Александр Грин, Константин Паустовский. Они влекли меня за собой в какой-то особый, красивый, поэтичный мир. Думаю, замечательные книги повлияли на мой характер, и поэтому я вырос открытым и поэтичным человеком. Убежденным в том, что музыка предназначена для красоты, высоких ощущений. Музыканту вообще нужно отрываться от земли, чтобы посвящать себя возвышенному и прекрасному. Стать композитором, например, меня вдохновила прекрасная женщина, актриса Милица Корьюс, игравшая роль Музы Штрауса в фильме Большой вальс».
Мечты о писательской карьере развеялись в одно мгновение. Об этом также рассказывала позже в интервью супруга Андрея Павловича: «Сразу после войны Андрей увидел фильм «Большой вальс» об Иоганне Штраусе. Эти семьдесят пять минут, пока шла картина, изменили его судьбу. Он увидел, как легко и просто пишется музыка, как красиво живет композитор, как насвистывают мелодию соловьи в Венском лесу, и решил, что будет композитором. Это самая главная встреча его жизни - встреча с «Большим вальсом».
Андрей Павлович позже признавался, что к учебе в училище имени Римского-Корсакова не успел толком подготовиться, но в 1945 году поступающих оказалось мало, и поэтому его приняли. Петров стал серьезно заниматься музыкой, и в Консерваторию на отделение композиции спустя несколько лет был принят, с блеском выдержав экзамен.
В своем дальнейшем творчестве Андрей Петров развивал традиции русской классической музыки, а также своего выдающегося современника Дмитрия Шостаковича, который писал о Петрове: «Меня восхищает его плодотворная работа в разнообразных жанрах». Петров обладал яркой композиторской индивидуальностью. Его музыка отличалась мелодизмом и эмоциональностью. Критики не раз отмечали яркую фантазию и богатство красок его симфонических партитур.Когда началась война, в 1941 году Андрей Петров вместе с семьей отправился из Ленинграда в эвакуацию в Сибирь. Он уже умел играть на скрипке, но становиться музыкантом не собирался. Зато очень любил читать книжки. Ему повезло - в городе Ленинске-Кузнецком, где поселилась семья Петровых, имелась очень хорошая библиотека, которой заведовала тетя Андрея, и он практически пропадал среди книжных полок, много читал, наизусть знал произведения Александра Грина и Константина Паустовского, и даже сам пробовал писать стихи и рассказы.
Сам Андрей Петров позже в интервью рассказывал: «Романтическое восприятие действительности у меня с детства. Я много читал, моими кумирами были Александр Грин, Константин Паустовский. Они влекли меня за собой в какой-то особый, красивый, поэтичный мир. Думаю, замечательные книги повлияли на мой характер, и поэтому я вырос открытым и поэтичным человеком. Убежденным в том, что музыка предназначена для красоты, высоких ощущений. Музыканту вообще нужно отрываться от земли, чтобы посвящать себя возвышенному и прекрасному. Стать композитором, например, меня вдохновила прекрасная женщина, актриса Милица Корьюс, игравшая роль Музы Штрауса в фильме Большой вальс».
Мечты о писательской карьере развеялись в одно мгновение. Об этом также рассказывала позже в интервью супруга Андрея Павловича: «Сразу после войны Андрей увидел фильм «Большой вальс» об Иоганне Штраусе. Эти семьдесят пять минут, пока шла картина, изменили его судьбу. Он увидел, как легко и просто пишется музыка, как красиво живет композитор, как насвистывают мелодию соловьи в Венском лесу, и решил, что будет композитором. Это самая главная встреча его жизни - встреча с «Большим вальсом».
Андрей Павлович позже признавался, что к учебе в училище имени Римского-Корсакова не успел толком подготовиться, но в 1945 году поступающих оказалось мало, и поэтому его приняли. Петров стал серьезно заниматься музыкой, и в Консерваторию на отделение композиции спустя несколько лет был принят, с блеском выдержав экзамен.
Первые песни Петров написал спустя два года после окончания консерватории.
В 1962 году Георгий Данелия - Гиечка, как звал его Петров, - снимал картину «Путь к причалу», и искал композитора для «Песни о друге», со словами: «А если случится, что он влюблен, а я на его пути, - уйду с дороги, таков закон: третий должен уйти». К тому времени в творческом багаже Петрова был не только «Балет надежды» и музыка к «Человеку-амфибии», но и симфоническая поэма «Радда и Лойко». И он давно понял, что музыка пишется не так легко и беззаботно, как в «Большом вальсе», но никак не ожидал, что «Песня о друге» потребует столько сил и огромной работы.
- Ему пришлось сделать 12 вариантов песни! - вспоминала Наталия Ефимовна. - Он приезжал в Москву, играл, а потом Гия говорил: «Это хорошо, но может быть еще лучше!». Андрей возвращался в Ленинград, садился и снова ломал голову, как улучшить песню, как сделать ее выразительнее... И так - 12 раз!
В результате придирчивости Данелии песню запела вся страна. Вместе с Данелией Петров работал еще над шестью фильмами, среди которых картины «Я шагаю по Москве» и «Осенний марафон». Но рекорд кинематографической дружбы режиссера и композитора Андрей Павлович поставил с Эльдаром Рязановым. Музыка Петрова звучит в тринадцати фильмах Рязанова, в числе которых были картины «Берегись автомобиля!», «Зигзаг удачи», «Вокзал для двоих», «Гараж» и «Служебный роман».
О работе с Рязановым Андрей Петров рассказывал: «С Эльдаром Рязановым связано немало забавных воспоминаний. Наше сотрудничество чуть не оборвалось в самом начале. Дело в том, что я очень плохо показываю написанную мной музыку. Когда я сыграл Эльдару вальс для «Берегись автомобиля», он долго сидел молча, явно не зная, что мне сказать. Позже признался, что думал в этот момент: «Да, с композитором мы дали маху». Потом вдруг его осенило, и он попросил меня сыграть хорошо знакомую ему мелодию «Я шагаю по Москве». После этого он понял, что не всё потеряно! Потому что и эту мелодию в моём исполнении узнать было трудно».- Как хорошо, что они с Рязановым нашли друг друга! - говорила народная артистка России Ольга Волкова. - Сколько чудесных песен появилось благодаря этому содружеству! Андрей Петров - божественный композитор. Я могу считать себя его самым восторженным слушателем. И таких восторженных слушателей музыки Петрова к кинофильмам Рязанова - миллионы. Как-то раз Данелия даже сделал вид, что позавидовал Рязанову: на один из юбилеев Петрова прислал телеграмму: «Пожалуйста, пиши для Рязанова музыку немножечко хуже, чем для меня!».
Андрей Павлович Петров написал музыку к фильму «Синяя птица», главную роль в котором исполнила Элизабет Тейлор. За музыку к фильму «Небеса обетованные» композитор был удостоен премии «Ника». В мире музыки за Андреем Петровым прочно закрепилась слава современного классика. Он – автор опер и балетов, симфонических произведений и инструментальных концертов, музыки к театральным спектаклям. Среди его крупных произведений – оперы «Петр Первый» и «Маяковский начинается», балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», «Пушкин», симфонические сочинения: Поэма «Радда и Лойко», Поэма для органа и струнных, Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром, Увертюра «Vivat Olimpus», «Русь колокольная», вариации для оркестров и другие произведения.
Много работ Петрова было им создано в последние годы - балет «Мастер и Маргарита» для балетной труппы Бориса Эйфмана, фортепианный концерт для американского пианиста Дерека Хана, вариации для оркестра на тему Мусоргского. Композитор написал две симфонии и струнный квартет на темы протестантских гимнов. Премьеры этих произведений состоялись в Южной Корее. В 1990 году Андрей Петров создал симфоническую партитуру, использовав малоизвестную мелодию Глинки. Эта пьеса некоторое время являлась Государственным гимном России.
В 1997 году за заслуги в отечественном кинематографе Андрею Петрову была вручена премия «Золотой Овен», а в 1999 году – премия «Золотой Остап». Всего Андрей Петров сочинил музыку более чем для восьмидесяти фильмам.
Георгий Данелия в интервью рассказывал: «Это был мой лучший друг. Он был удивительно светлый человек. Есть такое понятие – «светлый ангел», к нему бы оно очень подошло. Чтобы понять, какой он был, достаточно послушать его музыку. Такую открытую, такую оптимистичную, всегда добрую, всегда человечную. Я с ним работал сорок пять лет. И я ни разу не видел его угрюмым, сердитым, раздраженным. Это всегда был очень внимательный, благонастроенный к людям человек. Конечно, его музыка во многом сделала те фильмы, над которыми мы работали вместе. И конечно, прежде всего – «Я шагаю по Москве». Этот фильм жив и известен сегодня в основном благодаря прекрасной музыке Андрея».
Андрей Петров похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга в музее-некрополе «Литераторские мостки».
Комментариев нет:
Отправить комментарий