Глиэр! Семь роз моих
фарсийских,
Семь одалиск моих садов,
Волшебств владыка мусикийских,
Ты превратил в семь соловьев.
Вячеслав Иванов
Семь одалиск моих садов,
Волшебств владыка мусикийских,
Ты превратил в семь соловьев.
Вячеслав Иванов
Рейнгольд Морицевич Глиэр (имя при рождении Рейнгольд Эрнест
Глиэр; 1874/1875—1956) — русский и советский композитор, дирижёр, педагог.
Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий
первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.
Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция,
Глиэр — в то время уже известный композитор, педагог, дирижер — сразу же
активно включился в работу по строительству советской музыкальной культуры.
Младший представитель русской композиторской школы, ученик С. Танеева, А.
Аренского, М. Ипполитова-Иванова, своей разносторонней деятельностью он
осуществлял живую связь советской музыки с богатейшими традициями и
художественным опытом прошлого. «Я не примыкал ни к какому кружку или школе», —
писал о себе Глиэр, но его творчество невольно вызывает в памяти имена М.
Глинки, А. Бородина, А. Глазунова из-за сходства в восприятии мира, который
предстает у Глиэра светлым, гармоничным, цельным. «Передавать свои мрачные
настроения в музыке считаю преступлением», — говорил композитор.
Творческое наследие Глиэра обширно и разнообразно: 5 опер, 6
балетов, 3 симфонии, 4 инструментальных концерта, музыка для духового оркестра,
для оркестра народных инструментов, камерные ансамбли, инструментальные пьесы,
фортепианные и вокальные сочинения для детей, музыка для театра и кино.
Начав заниматься музыкой вопреки воле родителей, Рейнгольд
упорной работой доказал право на любимое искусство и после нескольких лет учебы
в Киевском музыкальном училище в 1894 г. поступил в Московскую консерваторию по
классу скрипки, а затем композиции. «...Никто у меня никогда так много не
работал в классе, как Глиэр», — писал Танеев Аренскому. И не только в классе.
Глиэр штудировал произведения русских писателей, книги по философии, психологии,
истории, интересовался научными открытиями. Не довольствуясь учебным курсом, он
самостоятельно изучал музыкальную классику, посещал музыкальные вечера, где
познакомился с С. Рахманиновым, А. Гольденвейзером и другими деятелями русской
музыки. «В Киеве я родился, в Москве я увидел свет духовный и свет сердца...» —
писал Глиэр об этом периоде жизни.
Консерваторию Глиэр окончил в 1900 г. с Золотой медалью, являясь
к этому времени автором нескольких камерных сочинений и Первой симфонии. В
последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат
— Третья симфония «Илья Муромец» (1911), о которой Л. Стоковский писал автору:
«Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре — музыку,
которая выражает силу русского народа». Сразу же по окончании консерватории
началась педагогическая деятельность Глиэра. С 1900 г. он вел класс гармонии и
энциклопедии (так назывался расширенный курс анализа форм, включавший полифонию
и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных; в летние месяцы 1902 и
1903 гг. готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с
Н. Мясковским.
В 1920 г. Глиэр переехал в Москву, где до 1941 г. вел класс композиции в Московской консерватории. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых А. Н. Александров, Б. Александров, А. Давиденко, Л. Книппер, А. Хачатурян... «Как-то так выходит», — писал Прокофьев, — «что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра — или прямым, или внучатым».
Во второй половине 30-х гг. Глиэр впервые обратился к жанру концерта. В его концертах для арфы (1938), для виолончели (1946), для валторны (1951) широко трактуются лирические возможности солиста и вместе с тем сохраняется присущая жанру виртуозность и праздничное воодушевление. Но истинным шедевром является Концерт для голоса (колоратурное сопрано) с оркестром (1943) — самое искреннее и обаятельное сочинение композитора. Стихия концертности вообще была очень естественна для Глиэра, в течение многих десятилетий активно концертировавшего в качестве дирижера и пианиста. Выступления продолжались до конца жизни (последнее состоялось за 24 дня до кончины), при этом Глиэр предпочитал ездить в самые глухие уголки страны, воспринимая это как важную просветительскую миссию. «...Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед». Эти слова Глиэр написал в конце творческого пути. Ими он руководствовался всю свою жизнь.
Р.М. Глиэр - Концерт для голоса с оркестром 1 часть здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий