Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

четверг, 27 августа 2015 г.

Scott Joplin "The Entertainer"

                        Scott Joplin "The Entertainer"

Скотт Джоплин (англ. Scott Joplin; 24 ноября 1868 года, Северный Техас —1 апреля 1917, Нью-Йорк) — американский чернокожий композитор и пианист, автор 44  рэгтаймов, наиболее известный из которых -  «The Entertainer» (Артист эстрады). Считается крупнейшим из авторов рэгтаймов, однако признание получил лишь после смерти. При жизни его музыка воспринималась афро-американской общиной как «слишком белая», а белыми — напротив, как «слишком чёрная», не отвечавшая классическим канонам.

Скотт Джоплин, сын бывших черных рабов, родился в маленьком городке Тексаркана 1868 году. С самого детства Джоплин проявлял способности к музыке, что было замечено соседом по дому, черным музыкантом, который согласился научить мальчика музыкальной грамоте и игре на музыкальных инструментах. Уже в 12-летнем возрасте Скотт хорошо владел фортепиано. А через несколько лет Джоплин становится довольно популярным исполнителем и гастролирует с разными небольшими оркестрами по стране.

В 1895 году он выступает на международной выставке в Чикаго, где знакомится со многими музыкантами. Первые пробы пера относятся именно к этому году. Понимая, что его музыкальное образование недостаточно, в 1898 году он поступает на учебу в Смитовский музыкальный колледж в городе Седалия. Играя по вечерам в клубе «Кленовый лист» он сочиняет один из своих самых знаменитых регтаймов — «Регтайм Кленового Листа». Это произведение стало поистине хитом в те годы, а в последствии вошло в золотую антологию джаза. В 1900 году Джоплин знакомится с Альфредом Эрнстом, который был тогда директором Хорально-симфонического общества в Сент-Луисе. Эрнст писал: «Работы Джоплина в области регтайма столь оригинальны, отличаются такой индивидуальностью и столь мелодичны, что я склоняюсь к мысли, что он сможет создать нечто замечательное в композициях более высокого класса, если ознакомится с теорией музыки и законами гармонии». Эрнст предложил Джоплин быть его учеником, что очень обрадовало молодого музыканта, и он переехал в Сент-Луис.

Именно в эти года из-под пера, а точнее из-под клавиш Джоплина появляются знаменитые регтаймы: «Entertainer» («Затейник» или «Развлекатель»), «Wind from Alabama» (Ветерок из Алабамы), регтайм «Weeping Willoy» (Плакучая ива). Но популярность его регтаймов не приносит удовлетворения, так как регтайм по своей сути является музыкой низкого сорта, исполняемой в злачных местах черными музыкантами. После окончания учебы Джоплин задается целью написать оперу. В 1911 году он заканчивает оперу в трех актах «Тримониша», она фактически стала первой настоящей американской оперой. Опера содержала не только прекрасные хоры, арии и любимые им рeги, но и прогрессивные идеи (либретто он написал сам).

Но опера была обречена на провал. Недостаточность финансирования и безразличие прессы сделало свое черное дело. Несмотря на всяческие усилия ему удалось лишь один раз показать эту оперу в театре (Гарлем, Нью-Йорк), причем на оркестр денег не нашлось, за пианино сидел сам Джоплин, играли и пели артисты почти даром. Низкий класс постановки представления был встречен публикой с малым энтузиазмом. Этот провал предопределил будущую жизнь композитора. Он замкнулся в себе и к 1915 году почти перестал писать. Умер Скотт Джоплин 1 апреля 1917 года в нищете.

Интерес к творчеству Джоплина возродился в 1970-х годах. В 1977 году о нём был снят биографический фильм «Скотт Джоплин», главную роль в котором сыграл Билли Ди Уильямс.

Регтайм (англ. ragtime) — жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие регтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.

Регтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от регтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Некоторое время после Первой мировой войны регтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот.

Своеобразие ритма этой формы очень широко используется в профессиональной музыке — сочинения А. Дворжака на американскую тему (симфония «Из Нового Света» и струнный «Американский квартет»), а также «Рэгтайм» (1918) Игоря Стравинского для одиннадцати инструментов.
Происхождение слова «регтайм» до сих пор неясно. Возможно, оно происходит от англ. ragged time («разорванное время», то есть синкопированный ритм).
 



 
 










Комментариев нет:

Отправить комментарий