Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

четверг, 20 августа 2015 г.

Edward William Elgar / Эдуард Элгар "Salut d'amour" Op.12

Edward William Elgar  /  Эдуард Элгар 
"Salut d'amour" Op.12

Элгар... в английской музыке занимает то же место, что Бетховен в немецкой.
Б. Шоу

Элгар, Эдуард Уильям (Elgar, Edward William) (1857–1934) -английский композитор-симфонист, крупнейший композитор Англии после Генри Пёрселла . Отец служил органистом католического храма св. Георгия в Вустере и играл на скрипке в оркестре на ежегодных хоровых фестивалях. Элгар иногда заменял отца в церкви, а позже и в фестивальном оркестре.
Будущий композитор занимался скрипичной игрой и пробовал свои силы в сочинении. В 1883 его интермеццо было исполнено в Бирмингеме. Как музыкант Элгар, в сущности, самоучка, и его вкус воспитывался в основном на сочинениях К.Ф.Э.Баха, Гайдна, Моцарта, Мейербера и на старой английской церковной музыке; в литературе он предпочитал Шекспира и Вольтера.
Характерный позднеромантический стиль, который делает музыку Элгара моментально узнаваемой, формировался постепенно. Только к сорока годам композитор получил признание и обрел уверенность в своих силах. Важным событием на этом пути стала женитьба Элгара в 1889 на Кэролайн Элис, дочери генерала Робертса: все лучшие сочинения появились на свет в годы их совместной жизни, подобно поэту Дж.Мейсфилду, Элгар был обязан своим вдохновением жене. После ее смерти в 1920 ему уже не удалось создать ничего выдающегося.
Известность принесли Элгару в 1890-е годы вокальные сочинения, но настоящий успех пришел к нему после 1899, когда стала исполняться его оркестровая музыка (первыми прозвучали Вариации на собственную тему – Variations on an Original Theme, или Энигма-вариации, Enigma Variations). Успех был закреплен ораторией Сон Геронтия (The Dream of Gerontius, 1900): сначала сочинение признали в Германии, а когда английские хормейстеры освоились с новым музыкальным языком этого опуса, то и на родине автора. За первой ораторией последовали еще две: Апостолы (Apostles, 1903) и Царство Божье (The Kingdom, 1906); Первая симфония ля-бемоль мажор (1908); скрипичный концерт си минор (1910); Вторая симфония ми-бемоль мажор (1911) и шедевр Элгара – симфонический этюд Фальстаф (Falstaff, 1913). Эти произведения, а также интродукция и аллегро для струнных (1905) и концерт для виолончели с оркестром ми минор (1919) в полной мере обнаружили масштабы дарования композитора. В широкой слушательской среде Элгара знали прежде всего по его великолепному маршу Страна надежды и славы (The Land of Hope and Glory) из цикла Торжественные и церемониальные марши (Pomp and Circumstance marches).
Хотя английские меломаны не спешили с признанием Элгара и Бернарду Шоу (выступавшему в печати в качестве концертного и оперного рецензента) не нравилась музыка этого композитора, пришло время, когда ситуация изменилась. В 1904 впервые в театре «Ковент-Гарден» состоялся Элгаровский фестива ль; Элгара избрали также в члены престижного литературного клуба «Атеней», и в июле того же года он был возведен в рыцарское достоинство. Позже Элгар получил еще ряд почетных наград и звание профессора. В годы Первой мировой войны им был написан ряд сочинений камерно-инструментальных жанров и трагический виолончельный концерт. В конце жизни Элгару было пожаловано звание Королевского музыканта (Master of King's Music), а в 1931 – титул баронета.
Оркестровки органной фантазии и фуги до минор Баха (1921–1922) и увертюры ре минор Генделя (1923), Колыбельная сюита (The Nursery Suite, 1931) и произведение для духового оркестра под названием Строгая сюита (Severe Suite, 1930) свидетельствуют о том, что Элгар продолжал работать и после 1920. К 75-летию со дня рождения композитора радиостанция Би-би-си заказала ему новую симфонию, однако это сочинение, как и задуманная опера Испанская дама (The Spanish Lady), остались незаконченными.

«Любовное приветствие» Salut d'amour Op.12
В возрасте 29 лет, благодаря своей преподавательской деятельности, он познакомился с Эллис (Кэролайн) Робертс, дочерью покойного генерал-майора Сэра Генри Робертса и публикующейся писательницей. Она была старше Элгара на восемь лет. Через три года Эллис Робертс стала его женой, вопреки желанию её семьи. Они поженились 8 мая 1889 года в Бромтонской часовне. Вера Эллис в него, а также то, что у неё хватило смелости выйти замуж за «представителя низшего класса», очень поддержали Элгара в его карьере. Она спокойно управлялась с его перепадами настроения и была доброжелательным критиком. Она также взяла на себя управление его делами и стала его личным секретарем. Эллис изо всех сил старалась привлечь к нему внимание влиятельных персон, правда, без особого успеха. Ради карьеры мужа она отказалась от некоторых собственных устремлений. Впоследствии в своем дневнике она призналась: «Забота о гении — это уже сама по себе работа целой жизни для любой женщины». В качестве обручального подарка Элгар подарил ей короткое произведение для скрипки с фортепиано «Salut d'Amour».









Салют любви  передача Михаила Казиника





Комментариев нет:

Отправить комментарий