Edward William Elgar / Эдуард Элгар
"Salut d'amour" Op.12
"Salut d'amour" Op.12
Элгар... в английской музыке занимает то же место, что Бетховен
в немецкой.
Б. Шоу
Б. Шоу
Элгар, Эдуард Уильям (Elgar, Edward William)
(1857–1934) -английский
композитор-симфонист, крупнейший композитор Англии после Генри Пёрселла . Отец служил органистом католического храма св. Георгия в Вустере и играл
на скрипке в оркестре на ежегодных хоровых фестивалях. Элгар иногда заменял
отца в церкви, а позже и в фестивальном оркестре.
Будущий композитор занимался скрипичной
игрой и пробовал свои силы в сочинении. В 1883 его интермеццо было исполнено в
Бирмингеме. Как музыкант Элгар, в сущности, самоучка, и его вкус воспитывался в
основном на сочинениях К.Ф.Э.Баха, Гайдна, Моцарта, Мейербера и на старой
английской церковной музыке; в литературе он предпочитал Шекспира и Вольтера.
Характерный позднеромантический стиль,
который делает музыку Элгара моментально узнаваемой, формировался постепенно.
Только к сорока годам композитор получил признание и обрел уверенность в своих
силах. Важным событием на этом пути стала женитьба Элгара в 1889 на Кэролайн
Элис, дочери генерала Робертса: все лучшие сочинения появились на свет в годы
их совместной жизни, подобно поэту Дж.Мейсфилду, Элгар был обязан своим
вдохновением жене. После ее смерти в 1920 ему уже не удалось создать ничего
выдающегося.
Известность принесли Элгару в 1890-е
годы вокальные сочинения, но настоящий успех пришел к нему после 1899, когда
стала исполняться его оркестровая музыка (первыми прозвучали Вариации на
собственную тему – Variations on an Original Theme, или Энигма-вариации, Enigma
Variations). Успех был закреплен ораторией Сон Геронтия (The Dream of
Gerontius, 1900): сначала сочинение признали в Германии, а когда английские
хормейстеры освоились с новым музыкальным языком этого опуса, то и на родине
автора. За первой ораторией последовали еще две: Апостолы (Apostles, 1903) и
Царство Божье (The Kingdom, 1906); Первая симфония ля-бемоль мажор (1908);
скрипичный концерт си минор (1910); Вторая симфония ми-бемоль мажор (1911) и
шедевр Элгара – симфонический этюд Фальстаф (Falstaff, 1913). Эти произведения,
а также интродукция и аллегро для струнных (1905) и концерт для виолончели с
оркестром ми минор (1919) в полной мере обнаружили масштабы дарования
композитора. В широкой слушательской среде Элгара знали прежде всего по его
великолепному маршу Страна надежды и славы (The Land of Hope and Glory) из
цикла Торжественные и церемониальные марши (Pomp and Circumstance marches).
Хотя английские меломаны не спешили с
признанием Элгара и Бернарду Шоу (выступавшему в печати в качестве концертного
и оперного рецензента) не нравилась музыка этого композитора, пришло время,
когда ситуация изменилась. В 1904 впервые в театре «Ковент-Гарден» состоялся
Элгаровский фестива ль; Элгара избрали
также в члены престижного литературного клуба «Атеней», и в июле того же года
он был возведен в рыцарское достоинство. Позже Элгар получил еще ряд почетных
наград и звание профессора. В годы Первой мировой войны им был написан ряд
сочинений камерно-инструментальных жанров и трагический виолончельный концерт.
В конце жизни Элгару было пожаловано звание Королевского музыканта
(Master of King's Music), а в 1931 – титул баронета.
Оркестровки органной фантазии и фуги до
минор Баха (1921–1922) и увертюры ре минор Генделя (1923), Колыбельная сюита
(The Nursery Suite, 1931) и произведение для духового оркестра под названием
Строгая сюита (Severe Suite, 1930) свидетельствуют о том, что Элгар продолжал
работать и после 1920. К 75-летию со дня рождения композитора радиостанция
Би-би-си заказала ему новую симфонию, однако это сочинение, как и задуманная
опера Испанская дама (The Spanish Lady), остались незаконченными.
«Любовное
приветствие» Salut d'amour Op.12
В возрасте 29 лет, благодаря своей
преподавательской деятельности, он познакомился с Эллис (Кэролайн) Робертс, дочерью покойного генерал-майора Сэра Генри
Робертса и публикующейся писательницей. Она была старше Элгара на восемь лет.
Через три года Эллис Робертс стала его женой, вопреки желанию её семьи. Они
поженились 8 мая 1889 года в Бромтонской часовне. Вера Эллис в него, а также то, что у неё хватило
смелости выйти замуж за «представителя низшего класса», очень поддержали Элгара
в его карьере. Она спокойно управлялась с его перепадами настроения и была
доброжелательным критиком. Она также взяла на себя управление его делами и
стала его личным секретарем. Эллис изо всех сил старалась привлечь к нему
внимание влиятельных персон, правда, без особого успеха. Ради карьеры мужа она
отказалась от некоторых собственных устремлений. Впоследствии в своем дневнике
она призналась: «Забота о гении — это уже сама по себе работа целой жизни
для любой женщины». В качестве обручального подарка Элгар подарил ей короткое
произведение для скрипки с фортепиано «Salut
d'Amour».
Салют любви передача Михаила Казиника
Комментариев нет:
Отправить комментарий