Михаил Иванович Глинка / Mikhail Glinka
Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
Каватина и рондо Антониды (I акт).
Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
Каватина и рондо Антониды (I акт).
Опера Глинки «Жизнь за
царя» («Иван Сусанин» A Life for the Tsar )
- отечественная
героико-трагическая опера в четырех действиях с эпилогом на либретто барона Георгия
(Егора) Федоровича Розена.
Время действия: 1612 -
1613 годы.
Место действия: село Домнино, Польша
(
бал во дворце польского короля Сигизмунда III), Москва -
Площадь перед
московским Кремлём (в эпилоге).
Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 27 ноября (9 декабря)
1836 года.
На премьере
присутствовал император Николай I; в знак своего чрезвычайного одобрения оперы
он пожаловал Глинке бриллиантовый перстень.
Намерение написать
русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей
композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной
патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В то время
Глинка предполагал писать оперу по повести В. А. Жуковского «Марьина роща»,
однако поэт предложил иную тему — тему подвига русского крестьянина Ивана
Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения родины от врагов. Подвиг
костромского крестьянина был созвучен беззаветному героизму русских людей в
борьбе с наполеоновскими полчищами. В 1815 году образ Сусанина попытался
воплотить на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 году появилась
стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на
образ главного героя глинкинской оперы. Мысль, поданная Жуковским, всецело
захватила воображение композитора: «…как бы по волшебному действию, — вспоминал
он, — вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской
музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это
разом вспыхнуло в голове моей».
По рекомендации двора
либреттистом стал Г. Ф. Розен (1800—1860). В ходе работы план оперы менялся:
задуманная вначале как трехактная, она превратилась в пятиактную, а затем — в
четырехактную с эпилогом. Весной 1836 года начались репетиции. Премьера
состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре.
Опера была с восторгом принята передовой частью общества «С оперой Глинки, —
писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, — является то, чего
давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в искусстве и начинается в его
истории новый период: период русской музыки». Аристократическая публика,
близкая к придворным кругам, отнеслась к опере холодно.
Еще в период репетиций
по настоянию Николая I название оперы было изменено на «Жизнь за царя», что
должно было придать ей монархическую направленность. Под этим названием опера
шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В 1939 году поэт
С. М. Городецкий подверг коренной переработке малохудожественный, пропитанный
верноподданическими мотивами текст либретто Розена.
В опере Глинки
рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на
Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были
разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших
эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино Ивана Сусанина, о
котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ
народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен
в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств,
показам на широком фоне русской народной жизни и природы.
Глинка назвал свое
творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем
произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах,
насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев
предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа,
быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных
характеров.
Опера Глинки — первая
национальная опера всемирного значения. Отныне, весь предыдущий период развития
русской оперы стали называть доглинкинской эпохой.
В сочинении композитор
сумел выразить дух русского народа. Основу оперы составляют отдельные номера. В
них ярко обрисованы действующие лица и сценические ситуации. Среди лучших
эпизодов: романс Антониды «Не о том пою, подруженьки» (3 д.), ария Сусанина
«Чуют правду» (4 д.), хор «Славься» из эпилога.
Композитор использует в
опере принцип "сквозного" тематизма. Сочинение сразу завоевало
популярность, хотя и было временами ареной борьбы разных критических школ.
Среди лучших
исполнителей заглавной партии были О. Петров, Шаляпин. С партии Антониды
началась карьера Неждановой. В советское время опера получила название
"Иван Сусанин", была осуществлена новая редакция (С. Городецкий), в
тексте сделаны изменения, выхолащивающие монархические элементы либретто.
Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки.
Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки.
К.Е. Маковский
Комментариев нет:
Отправить комментарий