Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

вторник, 25 августа 2015 г.

Lèo Delibes / Лео Делиб.Вальс из балета "Коппелия" и Pas des fleurs (Большой вальс цветов) для балета "Корсар"

Lèo Delibes / Лео Делиб
Вальс из балета "Коппелия"


Балет -пантомима Лео Делиба «Коппелия» был поставлен французским балетмейстером Артуром Сен-Леоном в 1870 году. В основе либретто, написанного самим балетмейстером в соавторстве с Шарлем Нуайтером, - два рассказа знаменитого писателя-романтика и музыканта Э. Т. А. Гофмана (1776—1822) : «Песочный человек» и «Девушка с голубыми глазами», в котором рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, сделанную искусным мастером Коппелиусом. В отличие от новеллы Гофмана с присущими ей чертами мистики, эта сторона в балете была практически отброшена. У либреттистов получилась занимательная комедия, основанная на мимолетной ссоре и примирении влюбленных. «Коппелия» стала лебединой песней Сен-Леона — он умер через два месяца после премьеры.

Либреттисты превратили гофмановского мистического и демонического волшебника в чудака Коппелиуса, который, подобно Пигмалиону, влюбился в собственное творение – куклу и стал выдавать ее за свою дочь. Премьера балета состоялась в Парижской опере в присутствии Наполеона III и его супруги, императрицы Евгении. Как и последующие спектакли, она имела огромный успех.

«Коппелия» - самый успешный спектакль в истории французского балета. До сих пор он идет практически в первозданном виде. Балет «Коппелия» никогда не покидал репертуар Парижской оперы и много раз возобновлялся разными постановщиками. Его станцевали в разные годы, можно сказать без преувеличения, все звезды Парижской оперы.
Разнообразие и красочность хореографической палитры, сказочный сюжет о забавных взаимоотношениях людей и кукол делают балет «Коппелия» любимым произведением для постановок в хореографических школах всего мира. Прелестная, мелодичная, очень танцевальная музыка Л. Делиба, изобретательно поставленные хореографические номера, сказочный сюжет, красочные костюмы и декорации делают этот балет одним из самых любимых и детьми, и взрослыми.

Музыка балета поэтична, эмоционально выразительна, образна и пластична. В ней присутствуют элементы симфонизации, и четко противопоставлены мир живых человеческих чувств и мир бездушных механизмов-кукол. В зарубежных исследованиях именно Делиба, а не Чайковского считают реформатором балетной музыки. Композитор умело использует лейтмотивы, характеризующие главных действующих лиц, что способствует и драматургическому единству.

Танцы балета пронизаны элементами пантомимы, которая скрепляет действие, создавая линию единого музыкально-драматургического развития. В отдельных танцах (польская мазурка, венгерский чардаш, шотландская жига и др.) композитор использует особенности национального фольклора. К «Коппелии» в наибольшей степени относятся слова академика Асафьева о Делибе: «Как человек, одаренный вкусом, чутьем и богатством мелодического, гармонического и инструментального изобретения, он создал совершенно изумительные по изяществу и элегантности стиля, блеску и в то же время ясности выражения балеты, в которых законченное совершенство точного и строгого рисунка тематического сочетается с гибко разработанной танцевальной ритмикой и богатством выдумки в сфере инструментального колорита».

Наиболее ярко обрисован композитором образ Сванильды, капризной, шаловливой, задумчивой, нежной. Вальс (Valse Lente ) Сванильды из I акта — самый известный номер балета, часто исполняемый на концертной сцене в вокальном варианте.





Знаменитый вальс Pas des fleurs  Па-де-флёр (Большой вальс цветов) был написан в 1867 году французским композитором Лео Делибом (Lèo Delibes, 1836—1891) в качестве вставного номера для балета "Корсар" (1856) — последнего произведения другого французского композитора, Адольфа Адана, или Адама (Adolphe Adam, 1803—1856). Лучший из балетов Адана, "Корсар", был сочинен по мотивам одноименной "пиратской" поэмы Байрона.






Эскизы костюмов М.В. Добужинского к балету "Коппелия"





                                          Первая исполнительница Сванильды — Жозефина Боцакки (Giuseppina Bozzacchi),
                                                            итальянская балерина, родилась 23 ноября 1853 г.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий