Lèo Delibes / Лео Делиб
Вальс из балета "Коппелия"
Вальс из балета "Коппелия"
Балет -пантомима Лео Делиба
«Коппелия» был поставлен французским балетмейстером Артуром Сен-Леоном в 1870
году. В основе либретто, написанного самим балетмейстером в соавторстве с
Шарлем Нуайтером, - два рассказа знаменитого писателя-романтика и музыканта Э. Т. А. Гофмана (1776—1822) : «Песочный человек» и «Девушка с
голубыми глазами», в котором рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, сделанную искусным мастером Коппелиусом. В отличие от новеллы Гофмана с присущими ей чертами мистики, эта сторона в балете была практически отброшена. У либреттистов получилась занимательная комедия, основанная на мимолетной ссоре и примирении влюбленных. «Коппелия» стала лебединой песней Сен-Леона — он умер через два месяца после премьеры.
Либреттисты превратили гофмановского мистического и
демонического волшебника в чудака Коппелиуса, который, подобно Пигмалиону,
влюбился в собственное творение – куклу и стал выдавать ее за свою дочь.
Премьера балета состоялась в Парижской опере в присутствии Наполеона III и его
супруги, императрицы Евгении. Как и последующие спектакли, она имела огромный
успех.
«Коппелия» - самый
успешный спектакль в истории французского балета. До сих пор он идет
практически в первозданном виде. Балет «Коппелия» никогда не покидал репертуар
Парижской оперы и много раз возобновлялся разными постановщиками. Его
станцевали в разные годы, можно сказать без преувеличения, все звезды Парижской
оперы.
Разнообразие и
красочность хореографической палитры, сказочный сюжет о забавных
взаимоотношениях людей и кукол делают балет «Коппелия» любимым произведением
для постановок в хореографических школах всего мира. Прелестная, мелодичная, очень танцевальная музыка
Л. Делиба, изобретательно поставленные хореографические номера, сказочный сюжет,
красочные костюмы и декорации делают этот балет одним из самых любимых и
детьми, и взрослыми.
Музыка балета поэтична, эмоционально
выразительна, образна и пластична. В ней присутствуют элементы симфонизации, и
четко противопоставлены мир живых человеческих чувств и мир бездушных
механизмов-кукол. В зарубежных исследованиях именно Делиба, а не Чайковского
считают реформатором балетной музыки. Композитор умело использует лейтмотивы,
характеризующие главных действующих лиц, что способствует и драматургическому
единству.
Танцы балета пронизаны элементами
пантомимы, которая скрепляет действие, создавая линию единого
музыкально-драматургического развития. В отдельных танцах (польская мазурка,
венгерский чардаш, шотландская жига и др.) композитор использует особенности
национального фольклора. К «Коппелии» в наибольшей степени относятся слова
академика Асафьева о Делибе: «Как
человек, одаренный вкусом, чутьем и богатством мелодического, гармонического и
инструментального изобретения, он создал совершенно изумительные по изяществу и
элегантности стиля, блеску и в то же время ясности выражения балеты, в которых
законченное совершенство точного и строгого рисунка тематического сочетается с
гибко разработанной танцевальной ритмикой и богатством выдумки в сфере
инструментального колорита».
Наиболее ярко обрисован композитором
образ Сванильды, капризной, шаловливой, задумчивой, нежной. Вальс (Valse Lente ) Сванильды из
I акта — самый известный номер балета, часто исполняемый на концертной сцене в
вокальном варианте.
Знаменитый вальс Pas des fleurs Па-де-флёр
(Большой вальс цветов) был написан в 1867 году французским композитором Лео
Делибом (Lèo Delibes, 1836—1891) в качестве вставного номера для балета
"Корсар" (1856) — последнего произведения другого французского
композитора, Адольфа Адана, или Адама (Adolphe Adam, 1803—1856).
Лучший из балетов Адана, "Корсар", был сочинен по мотивам одноименной
"пиратской" поэмы Байрона.
Эскизы костюмов М.В. Добужинского к балету "Коппелия"
Первая исполнительница Сванильды — Жозефина
Боцакки (Giuseppina Bozzacchi),
итальянская балерина, родилась 23 ноября 1853
г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий