Валерий Александрович Гаврилин / Valery Gavrilin
Балет "Анюта" Тарантелла
Балет "Анюта" Тарантелла
Валерий Александрович Гаврилин (17
августа 1939 — 28 января 1999) — советский и российский композитор,
автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к
кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист РСФСР
(1985).
"Мечтаю своей музыкой добраться до
каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?"
— эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто
понимают, ее любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают. Триумфальный
повсеместный успех его «Русской тетради», «Перезвонов», балета «Анюта» -
подтверждение тому. И секрет этого успеха - не только в редкостном, уникальном
таланте композитора, но и в том, что люди нашего времени истосковались по такой
именно музыке - доверительно простой и ошеломляюще глубокой. В ней органично
сплавлено подлинно русское и общечеловеческое, истины древности и самые болевые
вопросы современности, юмор и печаль, и та высокая духовность, что очищает и
насыщает душу. И еще - Гаврилин в высшей степени наделен редким, горьким и
святым даром истинного художника - способностью чувствовать чужую боль, как
свою...
"Таланты русские, откуда вы
беретесь?" На этот вопрос Е. Евтушенко Гаврилин мог бы ответить словами А.
Экзюпери: "Откуда я? Я из моего детства..." Для Гаврилина, как для
тысяч его сверстников - "подранков", детским садом была война. "Первыми
песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта",
- скажет он позже, уже взрослым. Ему было 2 года, когда в их семью пришла
похоронка - в августе сорок первого погиб под Ленинградом отец. Потом были
долгие годы войны и детский дом в Вологде, в котором ребятишки сами вели
хозяйство, сажали огород, косили сено, мыли полы, ухаживали за коровами. А еще
в детдоме был свой хор и народный оркестр, был рояль и учительница музыки Т.
Томашевская, открывшая мальчику добрый и прекрасный мир музыки. И однажды когда
в Вологду приехал педагог Ленинградской консерватории, ему показали
удивительного мальчишку, который, не зная еще толком нот, сочиняет музыку! И
судьба Валерия круто изменилась. Вскоре из Ленинграда пришел вызов и
четырнадцатилетний подросток уехал поступать в музыкальную школу при
консерватории. Его взяли в класс кларнета, а через несколько лет, когда в школе
открылось композиторское отделение, он перешел туда.
Учился Валерий жадно, взахлёб, с
упоением. Вместе со своими сверстниками, такими же одержимыми Ю. Темиркановым,
Ю. Симоновым, переиграл все сонаты и симфонии И. Гайдна, Л. Бетховена, все
новинки Д. Шостаковича и С. Прокофьева, какие удавалось достать, старался
услышать музыку, где только возможно. В Ленинградскую консерваторию Гаврилин
поступил в 1958 г., в класс композиции О. Евлахова. Сочинял много, но на 3
курсе неожиданно перешел на музыковедческий факультет и серьезно занялся
фольклором. Ездил в экспедиции, записывал песни, пристально вглядывался в
жизнь, вслушивался в говор деревенских людей, знакомый ему с детства, старался
постичь их характеры, мысли, чувства. Это была напряженная работа не только
слуха, но - сердца, души, ума. Именно тогда, в этих разоренных войной, нищих
северных деревушках, где почти не было мужчин, вслушиваясь в женские песни,
пронизанные неизбывной печалью и неистребимой мечтой об иной, прекрасной жизни,
Гаврилин впервые осознал и сформулировал для себя цель и смысл композиторского
творчества - соединить достижения профессиональной музыкальной классики с этими
бытовыми, "низкими" жанрами, в которых таятся сокровища истинной
поэзии и красоты. А пока Гаврилин написал интересную и глубокую работу о
народно-песенных истоках творчества В. Соловьева-Седого и в 1964 г. закончил
консерваторию как музыковед-фольклорист по классу Ф. Рубцова. Однако и
сочинения музыки он не оставлял, на последних курсах написал 3 струнных
квартета, симфоническую сюиту «Тараканище», вокальный цикл на ст. В. Шефнера, 2
сонаты, шуточную кантату "Мы говорили об искусстве", вокальный цикл
«Немецкая тетрадь» на ст. Г. Гейне. Этот цикл был исполнен в Союзе
композиторов, тепло встречен слушателями и с тех пор вошел в постоянный
репертуар многих вокалистов.
С сочинениями Гаврилнна познакомился
Шостакович и настоятельно посоветовал ему поступать в аспирантуру. Сдав
экстерном все экзамены за композиторский факультет плюс вступительные, Гаврилин
стал аспирантом. В качестве дипломной работы он представил вокальный цикл «Русская
тетрадь». А в конце 1965 г., в дни декады ленинградского музыкального искусства
в Москве это сочинение впервые прозвучало на последнем концерте и произвело
настоящий фурор! Молодого, никому не известного композитора называли
"музыкальным Есениным", восторгались его талантом; в 1967 г. он был
удостоен Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, став самым молодым в
стране лауреатом этой высокой награды.
После такого триумфального успеха и
признания молодому композитору было очень трудно создать следующее произведение
столь же высоких художественных достоинств. На несколько лет Гаврилин как бы
"уходит в тень". Он пишет очень много и постоянно: это музыка к
кинофильмам, театральным спектаклям, небольшие оркестровые сюиты, фортепианные
пьесы. Друзья и старшие коллеги сетуют на то, что он не пишет музыки крупной формы
и вообще сочиняет мало. И вот 1972 г. приносит сразу 3 крупных произведения:
оперу «Повесть о скрипаче Ванюше» (по мотивам очерков Г. Успенского), вторую
«Немецкую тетрадь» на ст. Г. Гейне и вокально-симфоническую поэму на ст. А.
Шульгиной «Военные письма». Годом позже
появляются вокальный цикл «Вечерок»" с подзаголовком "Из альбома
старой женщины", третья «Немецкая тетрадь», а затем -
вокально-симфонический цикл «Земля» на ст. А. Шульгиной.
В каждом из этих сочинений Гаврилин
реализует свое творческое кредо: "Говорить со слушателем понятным для него
языком". Он преодолевает пропасть, существующую ныне между музыкой
эстрадной, бытовой и серьезной, академической. С одной стороны, Гаврилин
создает эстрадные песни столь высокого художественного уровня, что камерные и
даже оперные певцы охотно исполняют их. («Скачут ночью кони» исполняет И.
Богачева). О песне «Два брата» выдающийся мастер Г. Свиридов пишет автору:
"Изумительная вещь! Я второй раз слышу ее и плачу. Какая красота, как
свежа форма, как она естественна. Какие дивные переходы: в мелодии от темы к
теме, от куплета к куплету. Это шедевр. Поверьте мне!" Классикой
жанра стали песни «Любовь останется», «Сшей мне белое платье, мама» из
кинофильма "В день свадьбы", очаровательная «Шутка».
С другой стороны, Гаврилин создает
произведения крупной формы - сюиты, поэмы, кантаты с использованием приемов
современной эстрадной музыки. Адресуя свои произведения прежде всего молодежи,
композитор не упрощает "высокие" жанры классической музыки, а создает
некий новый жанр, который музыковед А. Сохор назвал
"песенно-симфоническим".
Огромную роль в творческой жизни Валерия
Гаврилина играет драматический театр. Он написал музыку к 80 спектаклям, идущим
в разных городах страны. Сам композитор считает полностью удавшейся работу только
над четырьмя из них: «После казни прошу» в Ленинградском ТЮЗе, «С любимыми не
расставайтесь» в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, «Три мешка
сорной пшеницы» в АБДТ им. М. Горького, «Степан Разин» в театре им. Е.
Вахтангова. Последняя работа послужила импульсом к созданию одного из самых
значительных произведений Гаврилина - хоровой симфонии-действа (по «Перезвоны» прочтении
В. Шукшина), удостоенной Государственной премии СССР. «Перезвоны» обрамляются
двумя сочинениями, близкими по жанру: это «Свадьба» (1978) и «Пастух и
пастушка» (по прочтении В. Астафьева, 1983) для солистов, хора и
инструментального ансамбля. Все 3 сочинения, а также завершенная в 1967 г. и
впервые исполненная в 1987 г. оратория «Скоморохи» (на ст. В. Коростылева),
написаны в созданном Гаврилиным жанре действа. Здесь сочетаются признаки оратории, оперы, балета, симфонии, вокального
цикла, драматического спектакля. Вообще театральность, зрелищность, образная
конкретность музыки Гаврилина так явственна, что подчас его вокальные циклы ставятся
в музыкальном театре («Вечерок», «Военные письма»).
Совершенно неожиданным для самого
композитора оказался его невероятный успех в амплуа балетного композитора.
Режиссер А. Белинский в отдельных оркестровых и фортепианных пьесах Гаврилина,
написанных 10-15 лет назад, увидел, вернее, услышал балет на сюжет рассказа А.
Чехова «Анна на шее». Гаврилин говорит об этом не без юмора: "Оказывается,
сам того не зная, я уже давно пишу балетную музыку, да еще помогающую воплотить
на сцене чеховские образы. Но это не так уж удивительно. Чехов - мой любимый
писатель. Ранимость, незащищенность, особенная деликатность его героев, трагизм
неразделенной любви, чистая, светлая грусть, ненависть к пошлости - все это мне
хотелось отразить в музыке". Телебалет «Анюта» с блистательными Е.
Максимовой и В. Васильевым имел поистине триумфальный успех, завоевал
международные призы, его купили 114 телекомпаний мира! В 1986 г. балет «Анюта»
был поставлен в Италии, в неаполитанском театре Сан-Карло, а затем в Москве, в
Большом театре Союза СССР, а также в театрах Риги, Казани, Челябинска.
Продолжением творческого союза замечательных
мастеров стал телебалет «Дом у дороги» по мотивам А. Твардовского, поставленный
В. Васильевым. В 1986 г. Ленинградский театр современного балета под руководством
Б. Эйфмана показал балет «Подпоручик Ромашов» по повести А. Куприна «Поединок».
В обоих произведениях, ставших заметными событиями нашей музыкальной жизни,
проявились особенно явственно трагедийные черты музыки Гаврилина. В марте 1989
г. композитор закончил партитуру балета «Женитьба Бальзаминова» по А.
Островскому, который уже нашел свое киновоплощение в новом фильме А.
Белинского.
Каждая новая встреча с творчеством
Валерия Гаврилина становится событием нашей культурной жизни. Его музыка всегда
несет доброту и свет, о чем сам композитор сказал так: "Свет
есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть,
как велика и прекрасна русская земля! И как бы ни менялся мир, есть в нем
красота, совесть, надежда".
Борис Кустодиев
Комментариев нет:
Отправить комментарий