П.И. Чайковский / Pyotr Tchaikovsky
Времена года / The Seasons. Август – Жатва
Времена года / The Seasons. Август – Жатва
Урожай
...Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка...
(А. Кольцов)
Жатва - это сбор с поля
созревших хлебов. Жатвенная пора в жизни русского крестьянина - важнейшая пора.
Работали в поле семьями, как говорится, от зари до зари. При этом много пели.
“Жатва” - это большая народная сцена из крестьянской жизни. В рукописи композитор
сделал подзаголовок “Скерцо”. И в действительности, “Жатва” - это развернутое
скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. В
ней оживление, подъем, характерный для большой совместной работы крестьян. В
средней части картина яркой народной сцены меняется на лирический деревенский
пейзаж, характерный для среднерусской природы, на котором и разворачивается
сцена жатвы. В связи с этим музыкальным фрагментом вспоминается высказывание
Чайковского: “Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня,
русский пейзаж...”Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка...
(А. Кольцов)
Удивительным образом Чайковский, вообще-то далекий от звукоизобразительности, выражающий большей частью в своей музыке не столько зрительный образ, сколько настроение, душевное переживание, в данном случае очень точно передал именно движение, характерное для этого вида работы: мотив начинается со слабой доли, что может ассоциироваться с захватом левой рукой копны колосьев; на сильной доле так и слышится свист острого серпа, срезающего эту копну. Эта ритмическая и мелодическая фигура господствует во всей первой части пьесы.
Средняя часть пьесы контрастирует с крайними частями: стремительное движение сменяется спокойным состоянием, фактура разрежена. Ощущение покоя создается плавным течением мелодии: она движется либо по отрезкам гамм, либо по самым простым интервалам, причем, когда мелодия помещается в верхнем голосе четырехголосного хора, она движется вниз, но когда она поручена — в качестве ответа, — среднему голосу, идет наверх. Получается, как это часто бывает у Чайковского (и встречается в пьесах данного цикла), выразительный диалог мужского и женского персонажей.
Во всей средней части в музыке нет пауз, отсюда ощущение непрерывности, даже некоторой вязкости — тоже сродни томительному летнему зною. Слушательский интерес, однако, ни на секунду не пропадает — его питает непрерывное гармоническое развитие, чудесные светотени модуляционных поворотов. Фактура в средней части напоминает изложение для струнного квартета. Это совершенно согласуется с певучим характером музыки и довольно удобно пианистически. Задача исполнителя — добиться плавности и певучести всех голосов, проникнуться — только тогда это может быть донесено до слушателя — всеми мелодическими поворотами в каждом голосе, оттенить характерным тембром те или иные интонации.
Возвращение первоначального мелодического материала подготавливается повторением — все более и более затухающим — пунктирного элемента в основной мелодии средней части: так Чайковский привлекает внимание к довольно глубоко скрытому, но, безусловно, имеющемуся родству мелодий этих частей. И если темп средней части оказался по ходу исполнения пьесы более сдержанным, чем в первой (это не противоречит образу средней части, хотя не предписано — об этом следует помнить — самим композитором), то здесь, в момент наступления репризы, следует вернуться к первоначальному движению.
В живописи тоже можно встретить картины,
отображающие образы и время уборки урожая.
Франсуа Куперен "Жнецы"
Комментариев нет:
Отправить комментарий