П.И. Чайковский / Pyotr Tchaikovsky
Опера «Иоланта». Ария Роберта.
Трогательная история слепой Иоланты, исцелившейся благодаря любви, заключает в себе большую гуманистическую мысль. Вечный мрак, в котором безмятежно и спокойно живет не подозревающая о своем несчастье дочь короля Рене, становится символом душевной слепоты, являющейся для близких ей людей источником глубокого горя. Только любовь и сострадание зажигают в сердце Иоланты страстное желание увидеть мир, рождают готовность к самопожертвованию и мужество вынести муки, ценой которых она сможет прозреть.
Опера воспринимается как восторженный, лучезарный гимн любви, открывающей лучшие стороны человеческой души, несущей с собой свет познания, наслаждение красотой и счастье.
«Иоланта» — лирическая опера. Поэтическая одухотворенность, благородство и чистота чувств, трогательная задушевность сделали ее одним из самых гармоничных и светлых произведений Чайковского. В ее музыке воплощена жизнеутверждающая вера в победу светлого начала, в душевные силы человека, стремящегося к правде и добру.
Начало оперы воплощает ее основную мысль — контраст мрака и света.
Оркестровая интродукция выдержана в скорбных, сумрачных тонах; из оркестра
исключены струнные инструменты. Холодные, причудливые звучания деревянных
духовых инструментов усиливают ощущение неясной тревоги, томительного
беспокойства. Яркий контраст рождает следующая за интродукцией сцена:
вступление безмятежной песенной мелодии скрипок со светлым аккомпанементом арфы
воспринимается как внезапный поток солнечного света. В печальном ариозо Иоланты
«Отчего это прежде не знала» задумчиво-созерцательное настроение сменяется
страстным порывом. Беспечной радостью проникнут грациозный хор девушек «Вот
тебе лютики, вот васильки». Нежно и прозрачно звучит колыбельная, исполняемая
терцетом женских голосов и хором. В арии короля Рене «Ужели роком осужден»
суровая, скорбно патетическая мелодия воплощает душевные страдания любящего
отца. Монолог Эбн-Хакиа «Два мира», наделенный восточным колоритом, построен на
едином могучем нарастании.
Бурной жизнерадостностью насыщена страстная ария Роберта «Кто может
сравниться с Матильдой моей». Иным, мечтательным и поэтичным обрисован Водемон
в романсе «Нет! Чары ласк красы мятежной». Центральная сцена оперы (встреча
Иоланты и Водемона) основана на свободном чередовании ариозных эпизодов,
рисующих выразительные музыкальные портреты пылкого, взволнованного рыцаря и
нежной, девически чистой Иоланты; музыкальное развитие чутко передает
благоговейный восторг, тревогу, взрыв отчаяния и сострадания Водемона, смущение,
волнение и печаль Иоланты; большая сцена-дуэт завершается ликующе приподнятой
мелодией ариозо Водемона «Чудный первенец творенья»; эта мелодия повторяется в
следующем затем дуэте. Мужественно-суровые краски вносит в музыку появление
короля Рене и Эбн-Хакиа; отчаяние короля, его непреклонная решимость
подчеркиваются ансамблевыми эпизодами, проникнутыми мольбой и состраданием. В
этой сцене выделяется ариозо Иоланты «Нет, назови мученья, страданья, боль», в
котором слышится душевное смятение, горячее чувство и страстный порыв. Глубоко
трогает своим лиризмом заключительная сцена, передающая душевный трепет
прозревшей Иоланты; торжественно и благоговейно звучит ее обращение «О купол
неба лучезарный». Восторженная мелодия подхватывается ансамблем и хором, завершая
оперу ликующим гимном свету.
Опера «Иоланта». Ария Роберта.
Лирическая опера в одном действии (В
настоящее время опера идет в двух действиях.) Петра Ильича Чайковского на
либретто М.И. Чайковского по пьесе В.Р. Зотова, которая, в свою очередь,
основана на драме Генриха Герца «Дочь короля Рене».
«Иоланта» — последняя опера Чайковского. В 1884 году композитор прочел
перевод одноактной драмы в стихах датского писателя Генрика Герца (1798—1870)
«Дочь короля Рене» (1845) и пленился оригинальностью, поэтичностью сюжета. Внимание
композитора отвлекла работа над другими произведениями, и лишь в 1891 году он
приступил к сочинению «Иоланты». Брату композитора М. И. Чайковскому
(1850—1916) было заказано либретто по драме Герца в переделке В. Зотова (в этой
переделке названная драма была поставлена в 1888 году на сцене московского
Малого театра). Работа началась 10 июля, к 4 сентября вся музыка была написана,
а в декабре закончена оркестровка. Первое представление оперы (вместе с балетом
«Щелкунчик»), состоялось 6 (18) декабря 1892 года в петербургском Мариинском
театре.Трогательная история слепой Иоланты, исцелившейся благодаря любви, заключает в себе большую гуманистическую мысль. Вечный мрак, в котором безмятежно и спокойно живет не подозревающая о своем несчастье дочь короля Рене, становится символом душевной слепоты, являющейся для близких ей людей источником глубокого горя. Только любовь и сострадание зажигают в сердце Иоланты страстное желание увидеть мир, рождают готовность к самопожертвованию и мужество вынести муки, ценой которых она сможет прозреть.
Опера воспринимается как восторженный, лучезарный гимн любви, открывающей лучшие стороны человеческой души, несущей с собой свет познания, наслаждение красотой и счастье.
«Иоланта» — лирическая опера. Поэтическая одухотворенность, благородство и чистота чувств, трогательная задушевность сделали ее одним из самых гармоничных и светлых произведений Чайковского. В ее музыке воплощена жизнеутверждающая вера в победу светлого начала, в душевные силы человека, стремящегося к правде и добру.
Кто может сравниться с Матильдой моей,
Сверкающей искрами черных очей,
Как на небе звезды осенних ночей!
Все страстною негой в ней дивно полно,
В ней все опьяняет,
В ней все опьяняет и жжет,
Как вино.
Она только взглянет, -
Как молнией ранит,
И пламень любви
Зардеет в крови;
Она засмеется
Иль песней зальется, -
И жемчугов ряд
Лицо осветят,
О страсти кипучей, и бурной и жгучей,
Глаза говорят и к блаженству манят,
К блаженству лобзаний,
Безумных желаний,
К пожатиям нежным
Руки белоснежной,
К забвению горя
И к счастью без мер, без конца и границ!
Кто может сравниться с Матильдой моей,
Сверкающей искрами черных очей,
Как на небе звезды осенних ночей!
Все страстною негой в ней дивно полно,
В ней все опьяняет,
В ней все опьяняет и жжет,
Как вино,
И жжет как вино!
Сверкающей искрами черных очей,
Как на небе звезды осенних ночей!
Все страстною негой в ней дивно полно,
В ней все опьяняет,
В ней все опьяняет и жжет,
Как вино.
Она только взглянет, -
Как молнией ранит,
И пламень любви
Зардеет в крови;
Она засмеется
Иль песней зальется, -
И жемчугов ряд
Лицо осветят,
О страсти кипучей, и бурной и жгучей,
Глаза говорят и к блаженству манят,
К блаженству лобзаний,
Безумных желаний,
К пожатиям нежным
Руки белоснежной,
К забвению горя
И к счастью без мер, без конца и границ!
Кто может сравниться с Матильдой моей,
Сверкающей искрами черных очей,
Как на небе звезды осенних ночей!
Все страстною негой в ней дивно полно,
В ней все опьяняет,
В ней все опьяняет и жжет,
Как вино,
И жжет как вино!
Комментариев нет:
Отправить комментарий