Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

вторник, 11 августа 2015 г.

Luсio Dalla (Лучо Далла) Caruso ( Памяти Карузо)

                            Luсio Dalla (Лучо Далла)
                            Caruso ( Памяти Карузо)

Лучо Далла (итал.Lucio Dalla; 4 марта 1943, Болонья — 1 марта 2012, Монтрё) — итальянский композитор, певец, инструменталист и актёр
Лучо Далла являлся одним из самых значительных итальянских певцов, композиторов и актёров современности. Изначально сформировавшийся как джазовый музыкант, в более зрелой стадии своего творчества раскрылся как автор песен и текстов к ним. Кларнетист, саксофонист и клавишник.
Прошёл многочисленные творческие фазы экспериментирования в различных музыкальных стилях, постепенно перейдя эти творческие границы и полностью реализовав себя как автор и исполнитель итальянской песни. Оставил за собой более пятидесяти лет творческой карьеры. Многие его песни приобрели известность за пределами Италии и некоторые из них были переведены на другие языки.
На десятый день рождения Лучо Далла получил от своей матери в подарок кларнет.
Впервые начал выступать в пятидесятые годы в составе джазовой группы своего родного города Болонья Rheno Dixieland Band, музыкантом которой являлся также ставший впоследствии режиссёром Пупи Авати. В составе Rheno Dixieland Лучо Далла принял участие в первом европейском джазовом фестивале в городе Антиб на Лазурном Берегу Франции. В 1962 году вошёл в состав популярной в то время итальянской группы The Flippers, подписав контракт в к качестве джазового кларнетиста. В 1964 году уже известный итальянский певец Джино Паоли убедил Лучо Далла попробовать начать выступать со своими собственными концертами. Для дебюта Лучо Далла выбрал стиль соул.
Начиная с 1965 года Лучо Далла сотрудничает с такими авторами, как Серджо Бардотти, Джанфранко Бальдацци и Паоло Паллоттино.
С тех пор как Лучо Далла начинает писать музыку, он работает как композитор с известным итальянским певцом Джанни Моранди, который записывает песни на его музыку. Особенно успешной оказалась специально написанная для Моранди песня Occhi di ragazza (1970). По итогам сотрудничества выпускается альбом «Occhi di ragazza».
В семидесятые годы в результате активной творческой деятельности и плодотворного творческого сотрудничества с поэтами и авторами (напр. Mimmo Paladino, Aldo Mondino, Pier Vittorio Tondelli, Michelangelo Pistoletto, Luigi Ghirri, Enrico Palandri, Giacomo Campiotti, Gian Ruggero Manzoni, Andrea Pazienza, Enzo Cucchi, Luigi Ontani)происходит становление творческой зрелости Луччо Далла, и он завоёвывает устойчивую аудиторию страстных и преданных поклонников. Во время одного из концертов в Турине 4 апреля 1979 года Лучо Далла собрались послушать примерно 20.000 человек, причём Palasport, где проходил концерт, мог вместить только 15.000 человек — остальные 5 тыс. остались слушать концерт снаружи.
Одной из известнейших песен, написанных Лучо Далла, стала песня «Памяти Карузо» (1986) в память легендарного оперного певца Энрико Карузо, версии исполнений которой такими певцами как Лучано Паваротти, Андреа Бочелли, Хулио Иглесиас, Мильва, Мирей Матьё (на французском) разошлись по миру многими миллионами экземпляров.
В 1988 году было возобновлено сотрудничество Лучо Далла с Джанни Моранди, которое привело к длинному концертному турне по стадионам Италии с песнями на стихи Могола, в том числе концерт на античной арене Греческого Театра Сиракуз, итогом которого явилась запись альбома Dalla/Morandi, а также видеозапись зимнего концерта в Венеции.
Огромный коммерческий успех пришёл к Лучо Далла в 1990 году с песней Attenti al Lupo в альбоме Cambio, распроданной только в Италии более 1,4 млн раз.
В 2003 году появляется современная опера (мюзикл) "Тоска - Несчастная любовь" ("Tosca-Amore disperato"), написанная Лучо Далла под впечатлением знаменитой
оперы "Тоска" Джакомо Пуччини и одноимённой драмы Викторьена Сарду. Премьера состоялась 23 октября 2003 года в Большом театре Рима после успешного предпремьерного показа 27 сентября на месте действия драмы - в Замке Святого Ангела (Castel Sant'Angelo). Ария из оперы - Amore disperato - является одной из лучших песен Лучо Даллы. Она была записана им совместно с Миной в том же году для диска Lucio.
Турне 2007 года под названием «Противоположность меня» (Il Contrario di Me) проходило по таким городам как Рим, Милан, Неаполь, Флоренция, Ливорно, Генуя и в его родном городе Болонья. Этот тур, по окончании которого был выпущен одноимённый альбом, окончился в 2008 году в Катании.
На конкурсе песни Фестиваль Сан-Ремо 2012 14 февраля Лучо Далла дирижировал исполнением песни «Нани» Пьердáвиде Кароне, соавтором которой он является.
Лучо Далла скончался совершенно неожиданно для всех от инфаркта в отеле утром 1 марта 2012 года во время гастролей в швейцарском городе Монтрё. Ещё накануне вечером 29 февраля он давал концерт и чувствовал себя совершенно нормально. В телефонном разговоре с одним из друзей после этого концерта он смеялся, шутил и строил планы на будущее.
Его отпевание состоялось в 69-й день рождения в соборе Святого Петрония (basilica di San Petronio) родного города Болонья, площадь Piazza Maggiore и близлежащие улицы перед которым заполнили примерно 30 тысяч горожан и почитателей певца, а также его друзья и коллеги, среди которых были Джанни Моранди, Орнелла Ванони, Ренато Дзеро, Роберто Веккьони, Джованотти и др., пришедших проститься с ним и отдать последние почести. Пьердáвиде Кароне произнес проникновенную прощальную речь, в которой поведал историю своего знакомства и последующей дружбы с Лучо Далла. По окончании мессы, во время выноса гроба из здания базилики, толпа приветствовала Лучо Далла аплодисментами. Траурная месса транслировалась LIVE каналом Rai News c 14:30 до 16:00 по среднему европейскому времени.







Qui dove il mare luccica,
e tira forte il vento
su una vecchia terrazza
davanti al golfo di Surriento
un uomo abbraccia una ragazza,
dopo che aveva pianto
poi si schiarisce la voce,
e ricomincia il canto.

Te voglio bene assaje,
ma tanto tanto bene sai
è una catena ormai,
che scioglie il sangue dint''e vvene sai.

Vide le luci in mezzo al mare,
pensò alle notti là in America
ma erano solo le lampare
nella bianca scia di un'elica
sentì il dolore nella musica,
Si alzò dal pianoforte
ma quando vide la luna uscire da una nuvola
gli sembrò più dolce anche la morte.
Guardò negli occhi la ragazza,
quelli occhi verdi come il mare
poi all'improvviso uscì una lacrima,
e lui credette di affogare

Te voglio bene assaje,
ma tanto tanto bene sai
è una catena ormai,
che scioglie il sangue dint''e vvene sai

Potenza della lirica,
dove ogni dramma è un falso
che con un po' di trucco e con la mimica
puoi diventare un altro.
Ma due occhi che ti guardano
così vicini e veri
ti fan scordare le parole,
confondono i pensieri.
Così diventa tutto piccolo,
anche le notti là in America.
Ti volti e vedi la tua vita
come la scia di un'elica.
Ma sì, è la vita che finisce,
ma lui non ci pensò poi tanto.
Anzi si sentiva già felice,
e ricominciò il suo canto

Te voglio bene assaje,
ma tanto tanto bene sai
è una catena ormai,
che scioglie il sangue dint''e vvene sai

Итальянский певец (тенор). Ученик Г. Верджине и В. Ломбарди, Энрико Карузо дебютировал в 1895 году в опере М. Морелли "Друг Франческо" (Неаполь). Пел на оперных сценах Италии. В 1897 на сцене театра "Лирико" (Милан) с большим успехом выступил в мировых премьерах "Арлезианки" Чилеа (партия Федерико), "Федоры" Джордано (1898, партия Лориса). В 1900 году Карузо впервые выступил на сцене театра Ла Скала в "Богеме" под управлением Тосканини (партия Рудольфа). В 1901 там же выступил вместе с Шаляпиным в знаменитой постановке "Мефистофеля" Бойто в партии Фауста. С 1903 года до конца жизни Карузо пел в Метрополитен Опера (дебютировал в партии Герцога; последнее выступление состоялось в 1920, партия Елеазара в "Жидовке" Галеви). В 1910 году участвовал в мировой премьере оперы "Девушка с Запада" Пуччини в Нью-Йорке (партия Дика Джонсона).

Выдающийся певец XX века, мастер искусства бельканто, Карузо отличался высокой исполнительской культурой, обладал уникальным голосом и гигантской силой эмоционального воздействия. С равным успехом исполнял как героико-драматические, так и лирические партии: Манрико (одна из любимейших партий певца), Герцог, Радамес, Каварадосси; Федерико, Лорис, Канио, Рудольф, Турриду, Фауст, Надир, Хозе, Неморино. Выступал и как камерный певец, был одним из лучших исполнителей неаполитанских песен.

Талант Энрико Карузо чрезвычайно многогранен: ему принадлежит авторство песен, в том числе "Старые времена", "Серенада", "Сладостные муки" (совместно с Р. Бартелеми); он играл на фортепиано, трубе, гитаре и других инструментах; обладал даром карикатуриста; написал статью "Как нужно петь". Голос певца среди первых записан на граммофонных пластинках в начале XX века. Неоднократно гастролировал в России (в 1898, 1900 в Петербурге, в 1900 также в Москве).

В итальянской опере один певец затмил всех: и тех, кто был до него, и тех, кто, возможно, будет после, став легендой, имя которой - великий Карузо!
                             
                                                      поёт Lara Fabian
                              
                                                     поёт Enrico Caruso

Комментариев нет:

Отправить комментарий