Franz Liszt - Liebestraum (Грёзы любви),
Consolations (Утешения) 2-3.
Фортепианное творчество Листа очень тесно связано с его исполнительской практикой; это две взаимообусловленные и тесно связанные сферы его творческой деятельности. Именно благодаря своему исполнительскому дару Лист смог стать в фортепианной музыке таким ярким новатором.
Consolations (Утешения) 2-3.
Не
будь Листа на свете, вся судьба новой музыки была бы другая.
В. Стасов
В. Стасов
Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz
Liszt; 22 октября 1811, Райдинг, Австрийская империя — 31 июля 1886, Байройт,
Германская империя) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр,
публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма.
Основоположник Веймарской школы в музыке.
Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.
В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батиста Рубини гастрольное концертное турне по Нидерландам и Германии.
Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.
Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.
Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин, Зилоти и д’Альбер.
Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.
Среди литературных работ — книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.
В грандиозной панораме творчества Листа
первое и основополагающее место принадлежит фортепианной музыке. К ней
композитор обращался на всем протяжении творческого пути.Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.
В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батиста Рубини гастрольное концертное турне по Нидерландам и Германии.
Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.
Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.
Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин, Зилоти и д’Альбер.
Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.
Среди литературных работ — книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.
Фортепианное творчество Листа очень тесно связано с его исполнительской практикой; это две взаимообусловленные и тесно связанные сферы его творческой деятельности. Именно благодаря своему исполнительскому дару Лист смог стать в фортепианной музыке таким ярким новатором.
Новаторство Листа в области фортепианной
музыки заключается в симфонической трактовке фортепиано. Он развивает
традицию концертно-виртуозного пианизма, главной особенностью
которого является оркестральность: изобилие красок и звучаний, свободный
охват всего диапазона инструмента, преобладание «крупного штриха», рассчитанного
на пространство больших концертных залов. Это музыка, обращенная к самой
широкой аудитории. В таком подходе к фортепиано Лист явился продолжателем
Бетховена, который первый услышал в фортепиано целый оркестр. Подобно Бетховену
Лист превратил фортепиано из салонного инструмента в концертный. На первый план
в его фортепианном стиле выступает блеск, мощь, красочность, декламаторский
пафос, виртуозный размах, импровизационный подход к материалу.
«В
диапазоне своих семи октав, – писал Лист, – фортепиано содержит объем целого оркестра, и десяти пальцев человека
достаточно для воспроизведения гармоний, осуществляемых объединением сотен музыкантов.
При его посредстве становится возможным распространение произведений, которые
иначе, из-за трудностей собрать оркестр, остались бы неизвестными. Поэтому по
отношению к оркестровому сочинению – оно то же, что гравюра к произведению
живописи, которое она размножает и распространяет; и если и лишена она красок,
то все же способна передать свет и тени».
Ференц Лист по праву считается первостепенной
фигурой в истории мировой музыки. В своей композиторской деятельности Ференц Лист
отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное
произведение Листа - «Грезы любви» (Liebestraum), а среди грандиозного списка
других его сочинений для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий, цикл
из 12 Трансцендентных этюдов (Этюдов трансцендентного исполнения - tudes
d'excution transcendante) и три цикла небольших пьес под названием «Годы
странствий» (Annes de plerinage). Листу принадлежат также более 60 песен и
романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений.
Творческая деятельность композитора была на
удивление многогранна. Ференц Лист был смелым новатором, он принес в музыку
новые идеи, новые выразительные средства. Широко используя программность как
жанр, он постоянно обращался к народному творчеству как к источнику жизненной
силы искусства. Он всегда стремился познать характер народной жизни, быта своей
родины, ее музыкального богатства. Новаторство Листа в области музыкальной
формы и гармонии, благодаря которому фортепиано и симфонический оркестр зазвучали
по новому, было поддержано ведущими композиторами его времени. Вобрав в себя
культуру Германии и Франции, Италии и России, Лист, оставаясь классиком
венгерской музыки, сделал большой вклад в формирование и развитие музыкальной
культуры Европы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий