Wolfgang Amadeus Mozart / Вольфганг Амадей Моцарт
Piano Concerto No.21 in C major, K.467, II. Andante / Концерт №21 C-dur (KV-467) для клавира с оркестром - II часть
Концерт №21 для фортепиано с оркестром, До-мажор, Кёхель 467
Piano Concerto No.21 in C major, K.467, II. Andante / Концерт №21 C-dur (KV-467) для клавира с оркестром - II часть
Жанр инструментального
концерта был необычайно востребованным культурой XVIII века. Публика того
времени ценила всё театрально-зрелищное, броское, блестящее, а именно эти
качества заложены в самой природе концертного жанра (термин «концерт»
происходит от латинского concerto – «состязаться»).
Концерт всегда
привлекал внимание Моцарта, который вел очень активную артистическую
деятельность. Это огромная и чрезвычайно интересная сфера его творчества.
Особого расцвета она достигла в «венский период», в первой половине 80-х годов,
когда композитор часто выступал в светских салонах и при императорском дворе, а
также регулярно устраивал «академии» – концерты по подписке. Будучи автором
множества инструментальных концертов (27 фортепианных, 5 скрипичных, 4 для валторны,
2 для флейты, а также концертов для гобоя, кларнета, фагота и т.д.), именно
Моцарт придал концертному жанру классические черты.
В моцартовском
концертном цикле закрепляется трехчастное строение с типичным соотношением
частей:
I – сонатное allegro с
двойной экспозицией. Первая экспозиция – чисто оркестровая, вторая – с участием
солиста. В тональном отношении первая, оркестровая экспозиция напоминает,
скорее, сонатную репризу, поскольку все темы, в том числе побочная, обычно
проходят в ней в главной тональности. Кроме двойной экспозиции в концертной
сонатной форме имеется виртуозное соло – каденция. В каденции, когда
оркестр почтительно замолкал, солист давал полную волю своей фантазии и
демонстрировал все, на что был способен. Каденции обычно импровизировались или,
по крайней мере, сочинялись самим исполнителем. Существующие авторские каденции
Моцарта (сохранились 36 каденций к 14 концертам) были записаны им, конечно, не
для себя, а для учеников.
II – лирический центр
всей композиции, где наиболее полно представлена инструментальная кантилена,
воспринятая концертным жанром у итальянской оперы;
III – быстрый жанровый
финал, написанный, как правило, в форме рондо-сонаты.
Концерт №21 для фортепиано с оркестром, До-мажор, Кёхель 467
Комментариев нет:
Отправить комментарий