Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin
"Маленькая сюита" для фортепиано / Little Suite
№ 5 Грёзы (Мечты) / Day-dream in D flat Major
№ 6 Серенада / Serenade in D flat Major
№ 7 Ноктюрн / Nocturne in G flat Major
"Маленькая сюита" для фортепиано / Little Suite
№ 5 Грёзы (Мечты) / Day-dream in D flat Major
№ 6 Серенада / Serenade in D flat Major
№ 7 Ноктюрн / Nocturne in G flat Major
Мечты. До Бородина пьесы с тем же или подобным названием, например, «Мечты», писали многие композиторы. Самый известный и популярный пример – «Грезы» Роберта Шумана. Пьеса Бородина, несомненно, родственна шумановской: их сближает светлый прозрачный колорит музыки, ее мягкость и певучесть. Но, несмотря на эту очевидную параллель, в пьесе Бородина ясно ощущается индивидуальность автора. У Шумана больше «идеальности», мечтания уносятся вдаль и ввысь. У Бородина же больше земного. Это мечты о любви, о нежности и душевном тепле. Мы ощущаем те же колыхания и покачивания, те же ласковые интонации, что и во многих образцах его любовной лирики. Весь музыкальный материал однороден, возвращаются одни и те же попевки и гармонические обороты. Но эта видимая статичность заключает в себе разнообразие тонких вариантов и оттенков. Основная тема пьесы в полном виде проходит лишь один раз. После этого следует совсем новая, на первый взгляд, музыка. Но если внимательно вслушаться, то замечаешь, что мелодические обороты в развитии пьесы, оказывается, вырастают все из той же темы. Так достигается впечатление неуловимой переменчивости образов, зыбкости видений, незаметно переходящих одно в другое.
Серенада. Шестая пьеса - Серенада – принадлежит к произведениям, которые легко слушать, но трудно подробно анализировать. Мелодическая яркость и сочность музыки, живость ритма и гармоническая красочность воспринимаются в этой миниатюре в нераздельном единстве как плод непосредственного и вдохновенного творчества. Это еще один замечательный образец бородинской «испано-мавританской» серенады, любовная песня танцевального склада под гитару. Примечательна авторская программа: «Мечтает под звуки песни любви». В пьеса обращают на себя внимание терпкие бородиновские гармонии.
Ноктюрн.Эта пьеса – картина теплой южной ночи, полной неги, с дрожанием воздуха, мерцанием звезд и шелестом листвы. На память приходят строки А. Пушкина из «Каменного гостя»:
Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух – ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной…
Ровное колыхание в музыке – не только фон в ночном пейзаже: оно подобно убаюкивающему движению колыбельной. Сохранились наброски Бородина к «Маленькой сюит» и среди них есть строки программы: «Убаюкана счастьем быть любимой». Эти слова дают ключ к пониманию образного строя пьесы, а вместе с ней и многих других бородинских лирических страниц как высшего выражения нежности, ласки и любви. Необыкновенная поэтичность содержания Ноктюрна вызвала к жизни упоительную красоту звучания.
Инна Астахова
Передача Михаила Казиника
Комментариев нет:
Отправить комментарий