Claude Debussy / Клод Дебюсси
Petite suite / Маленькая сюита, L 65. No1,3
Для фортепиано в четыре руки
Petite suite / Маленькая сюита, L 65. No1,3
Для фортепиано в четыре руки
1.En bateau / На лодке
2.Cortège / Шествие
3.Menuet / Менуэт
4.Ballet / Балет
В «Маленькой сюите» для
четырех рук (произведении, видимо, преднамеренно простом и доходчивом)
гармонии, да и весь интонационный строй даже проще, чем в Арабесках. Тем не
менее, и этот опус Дебюсси содержит
в себе ряд обещаний.
Пьеса «На лодке»
выдержана в бледной колористической гамме и довольно бедна красками. Но в ней
есть свои «изюминки», например, неожиданный поворот в минорную доминанту (такт
5) или целотонный эпизод перед репризой. К тому же, симптоматично само внимание
Дебюсси к звукописи природы, которое с покоряющей силой даст себя знать
позднее.
Пьеса «Шествие» своим
четким ритмическим рисунком и легкой звонкостью говорит о традициях Бизе
(особенно вспоминаются «Пертская красавица», «Арлезианка», «Игры детей»,
«Кармен»). Сквозь отголоски образов Бизе тут начинает слышаться и нечто новое —
эмоции колористической упоенности. Пока они лишь едва намечены, но все-таки
заставляют предчувствовать знаменитое шествие из ноктюрна «Празднества».
В пьесе «Менуэт» опять
симптомы. Снова заметны традиции неоклассического Бизе (вспомним хотя бы
менуэты из «Арлезианки») и снова они развиваются по-своему, с оригинальными
ладовыми оборотами, с чертами стилизованной архаики. Вот где Дебюсси, еще не
ставший законченным импрессионистом,
уже проявляет тот вкус к изящно-стилизованной неоклассике (на французской
основе), который особенно сильно скажется у него позднее.
Что касается
заключительного номера «Маленькой сюиты», пьесы «Балет» с ее бойким маршем в
начале (Кстати, предвещающим интонации главной темы «Штирийской тарантеллы».) и
вальсом в качестве второй темы, то тут, очевидно, выступает одно из живых
ранних претворений Дебюсси городской музыки кафе, кабачков и кабаре Парижа,
которые он так часто посещал в «богемный» период своей жизни.
Если у Сати, бывшего
одно время завсегдатаем и пианистом кабаре «Черный кот», подобные танцевальные
впечатления претворялись очень непосредственно, как бы в «сыром виде» (таков,
например, его вальс «Je te veux», выдержанный в манере вальсов Эмиля
Вальдтейфеля), то Дебюсси находил претворения более опосредованные и
«сублимированные», но сохранявшие, однако (вплоть до вальса «La plus que lente»
и прелюдии «Менестрели»), интонационные и ритмические связи с первоисточниками,
вносившие в область «серьезного» искусства образы жанров легкой музыки.
Естественно, что Н. Я. Мясковский, пурист в эстетике, несмотря на свою любовь к
творчеству Дебюсси, назвал «Маленькую сюиту» «вопиюще тривиальной», годной лишь
для «садовых оркестров». Мы можем отнестись к «Маленькой сюите» более
снисходительно, видя как ее «тривиальность», так и попытки передать окружающие
отзвуки жизни (Поэтому, конечно, «Маленькая сюита» быстро завоевала
популярность и сохранила ее до наших дней.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий