П.И. Чайковский / Pyotr Tchaikovsky
Балет «Щелкунчик» / The Nutcracker Op.71
2 действие 3 сцена. 5 сцена №14 Па-де-де / Pas de deux
Картина 3 сцена 5 - Па-де-де - Танец Принца Оршада и Феи Драже / Andante maestoso
Картина 3 сцена 5 - Па-де-де - Вариация I: Тарантелла / Var. 1. Tempo di Tarantella
Картина 3 сцена 5 - Па-де-де - Вариация II: Танец Феи Драже / Var. 2. Andante ma non troppo
Картина 3 сцена 5 - Па-де-де - Кода / Coda. Vivace assai
Балет «Щелкунчик» / The Nutcracker Op.71
2 действие 3 сцена. 5 сцена №14 Па-де-де / Pas de deux
Картина 3 сцена 5 - Па-де-де - Танец Принца Оршада и Феи Драже / Andante maestoso
Картина 3 сцена 5 - Па-де-де - Вариация I: Тарантелла / Var. 1. Tempo di Tarantella
Картина 3 сцена 5 - Па-де-де - Вариация II: Танец Феи Драже / Var. 2. Andante ma non troppo
Картина 3 сцена 5 - Па-де-де - Кода / Coda. Vivace assai
Танец принца Оршада и Феи Драже. Сцена начинается «колоссальным по
эффекту» (М. Петипа) Adagio. Значительность этого Adagio — не
только и не столько в его объеме и внешней монументальности звучания, сколько
во внутренней эмоциональной наполненности и содержательности, в мощной силе
симфонического развития. Только благодаря этим свойствам Adagio драматургически
«побеждает» рядом с пышным и, казалось бы, кульминационным по эмоциональности
«Вальсом цветов». Первая тема Adagio — светлая, торжествующая. В
средней части звучит мелодия красивой элегической песни. Этот простой
лирический напев служит началом новой, наиболее богатой фазы симфонического
развития. В процессе развития элегический образ становится все более и более
активным и, вместе с тем, скорбно-драматическим.
В суровом звучании труб
и тромбонов проходит тема первой части Adagio: теперь она приобретает
новый облик, напоминая столь типичные для Чайковского темы мрачных и
неумолимых «приговоров судьбы». Третья часть Adagio —
повторение первой в новом, еще более светлом и нарядно-праздничном изложении с
широким умиротворяющим заключением.
За Adagio следуют
две сольные вариации и общая кода.
Вариация 1: Тарантелла. Вариация танцовщика — тарантелла с
необычным для этого кипучего танца отпечатком мягкой грусти.
Вариация 2: Танец Феи Драже. Вариация балерины — Andante с
прозрачным, «тающим» звучанием челесты— одна из самых удивительных
колористических находок Чайковского. Замысел этой пьесы отчасти подсказан
программой Петипа, который хотел, чтобы здесь слышалось «падение капель воды в
фонтанах». У Чайковского образ, как всегда, получился более психологическим,
чем изобразительным. Внешняя холодноватость, таинственная приглушенность
чувства, а где-то в глубине трепетное волнение, тревожная настороженность —
так хотелось бы определить сложное эмоциональное содержание этой лирической
миниатюры. В ней, как и во многих эпизодах балета, проявляются богатство,
многосторонность замысла «Щелкунчика»: сквозь невинную сказку, детскую идиллию,
пестроту театрального зрелища просвечивают глубокие пласты правды жизни —
светлую мечту оттеняют первые тревоги, в кипение молодых сил вторгаются скорбь
и горечь.
Кода– танцуют все участники предыдущей сцены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий