Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin
"Маленькая сюита" для фортепиано / Little Suite
№ 5 Грёзы (Мечты) / Day-dream in D flat Major
№ 6 Серенада / Serenade in D flat Major
№ 7 Ноктюрн / Nocturne in G flat Major
"Маленькая сюита" для фортепиано / Little Suite
№ 5 Грёзы (Мечты) / Day-dream in D flat Major
№ 6 Серенада / Serenade in D flat Major
№ 7 Ноктюрн / Nocturne in G flat Major
Мечты. До
Бородина пьесы с тем же или подобным названием, например, «Мечты», писали многие
композиторы. Самый известный и популярный пример – «Грезы» Роберта Шумана.
Пьеса Бородина, несомненно, родственна шумановской: их сближает светлый
прозрачный колорит музыки, ее мягкость и певучесть. Но, несмотря на эту
очевидную параллель, в пьесе Бородина ясно ощущается индивидуальность автора. У
Шумана больше «идеальности», мечтания уносятся вдаль и ввысь. У
Бородина же больше земного. Это мечты о любви, о нежности и душевном тепле. Мы
ощущаем те же колыхания и покачивания, те же ласковые интонации, что и во
многих образцах его любовной лирики. Весь музыкальный материал однороден,
возвращаются одни и те же попевки и гармонические обороты. Но эта видимая
статичность заключает в себе разнообразие тонких вариантов и оттенков. Основная
тема пьесы в полном виде проходит лишь один раз. После этого следует совсем
новая, на первый взгляд, музыка. Но если внимательно вслушаться, то замечаешь,
что мелодические обороты в развитии пьесы, оказывается, вырастают все из той же
темы. Так достигается впечатление неуловимой переменчивости образов, зыбкости
видений, незаметно переходящих одно в другое.
Серенада. Шестая
пьеса - Серенада – принадлежит к произведениям, которые легко
слушать, но трудно подробно анализировать. Мелодическая
яркость и сочность музыки, живость ритма и гармоническая красочность
воспринимаются в этой миниатюре в нераздельном единстве как плод
непосредственного и вдохновенного творчества. Это еще один
замечательный образец бородинской «испано-мавританской» серенады, любовная
песня танцевального склада под гитару. Примечательна
авторская программа: «Мечтает под звуки песни любви». В пьеса обращают
на себя внимание терпкие бородиновские гармонии.
Ноктюрн.
Эта пьеса – картина теплой южной ночи, полной неги, с дрожанием воздуха,
мерцанием звезд и шелестом листвы. На память приходят строки А. Пушкина из
«Каменного гостя»:
Как
небо тихо;
Недвижим
теплый воздух – ночь лимоном
И
лавром пахнет, яркая луна
Блестит
на синеве густой и темной…
Ровное колыхание в
музыке – не только фон в ночном пейзаже: оно подобно убаюкивающему движению
колыбельной. Сохранились наброски Бородина к «Маленькой сюит» и среди них есть
строки программы: «Убаюкана счастьем быть любимой». Эти слова дают ключ к
пониманию образного строя пьесы, а вместе с ней и многих других бородинских
лирических страниц как высшего выражения нежности, ласки и любви.
Необыкновенная поэтичность содержания Ноктюрна вызвала к жизни
упоительную красоту звучания.
Инна Астахова
Передача Михаила Казиника
Комментариев нет:
Отправить комментарий