Frédéric Chopin / Фредерик Шопен
Nocturnes / 2 Ноктюрна, Op.55
Nocturnes / 2 Ноктюрна, Op.55
1. Ноктюрн фа минор (Andante)
2. Ноктюрн ми-бемоль мажор (Lento sostenuto)
Ноктюрны Шопена ор.
55 (сочинены в 1843 году, опубликованы в 1844 году, посвящены Джейн Стирлинг)
разнохарактерны. Первый из них близок более ранним пьесам этого жанра,
основанным на драматическом контрасте. Второй обнаруживает некоторые типичные
черты творческих особенностей третьего периода.
Ноктюрн f-moll. Упорно
и многократно повторяющейся интонации первых двух тактов (характерный оборот
сентиментально-романтического типа) противопоставлены драматические акценты
средней части и светлое умиротворение коды. В ноктюрне немало интонационных
перепевов из более ранних сочинений Шопена (такты 17-20 — сравни среднюю часть
экспромта As-dur; такты 22-24 — сравни трио похоронного марша из сонаты b-moll; такты
65-67 — сравни первую тему того же марша; такт 89 и дальнейшие — сравни конец фантазии f-moll).
Наличие ряда подобных перепевов свидетельствует об использовании уже
проторенных путей. Заключительные аккорды ноктюрна несколько напоминают кадансы
Листа.
Ноктюрн Es-dur представляет
значительный этап как на пути распада формы ноктюрна у Шопена, так
и на пути кристаллизации некоторых поздних творческих тенденций. Это —
тенденции очень своеобразного неоклассицизма, который имеет две основные
причины: 1) слабеющую образно-слуховую связь Шопена с родиной и 2)
отрицательное отношение его к новому, все более выясняющемуся направлению
европейской музыки.
Однако несомненно, что,
живя в Париже, Шопен с его громадной музыкальной впечатлительностью не мог не
улавливать и не воспринимать назревающие новые течения. В ряде своих поздних
опусов он отдал этим течениям дань, подойдя и к будущим приемам тематической
трансформации (у Листа), и к некоторым характерным чертам еще не возникшего
импрессионизма. Однако творчество Шопена могло идти в данном направлении лишь
до известного предела. Шопен по-своему претворил некоторые принципы
неоромантизма, но складывающаяся неоромантическая система мышления оставалась
ему чуждой. Видя продолжающееся наступление неоромантического искусства, Шопен
вынужден был занять „оборонительную" позицию и опять-таки предварить
тенденции нового направления — того, которое в самом начале 50-х годов
выдвинуло Брамса и Сен-Санса.
Ноктюрн ор. 55 № 2 —
пример уже явственных „неоклассических" тенденций Шопена. Он перенасыщен
полифоническими моментами, причем мелос заметно блекнет, контрастность
исчезает, а фактура и тематизм чрезвычайно измельчаются. Тонкость и изящество
фактуры сохранены, но над эмоциональной непосредственностью и живостью начинают
господствовать суховатые размышления.
Ю. Кремлев
Комментариев нет:
Отправить комментарий