Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin
Струнный квартет № 2 Ре Мажор / String Quartet No.2
III. Ноктюрн / Nocturne
Струнный квартет № 2 Ре Мажор / String Quartet No.2
III. Ноктюрн / Nocturne
I. Allegro moderato
II. Scherzo. Allegro
III. Nocturne. Andante
IV. Finale. Andante - Vivace
Квартет No 2 Ре мажор
Отличительные свойства творчества Бородина – эпос с одной
стороны, и лирика с другой. Эти две черты музыкального языка в его
произведениях не противопоставляются, а гармонично сочетаются и друг друга
дополняют. Бородину вообще не свойственно что-либо противопоставлять. Скорее,
он предпочитает объединение в любых его проявлениях, от микро до макро уровня.
Микро уровень – это мастерское владение полифоническими
приемами голосоведения, где он свободно применяет имитации (переклички
мотивов), не скупится на подголоски, (так же, как это слышится в русских
протяжных песнях), стремится к одновременному звучанию разных тем и их
различному сочетанию и перестановкам. Сохранились воспоминания племянницы
композитора Е. А. Буланиной о
том, что Бородин однажды встретил на улице двух шарманщиков, один из которых
наигрывал попурри из «Травиаты», а другой – из «Трубадура». Александр
Порфирьевич попросил их сыграть одновременно, а сам стал между ними и с
наслаждением внимал их «контрапункту».
На макро уровне он соединяет жанры и стили, русские темы с
восточными, (не только на уровне мелодий, а как целые культуры); городской
романс с деревенским фольклором; сочетает
статику с движением, созерцательность с ярким темпераментом и страстью.
Ощущение силы – не довлеющей, а самодостаточной, доброй и широкой - рядом с
изяществом и элегантностью, а серьезность - с тонким, благодушным юмором.
Самое интересное в том, что все эти черты органично
существуют вместе и кажется, что невозможно отделить одно от другого. Это не
просто «монтаж», мозаика разных фрагментов, полистилистика, которая проявилась
как стиль в ХХ веке. Это такое соединение, в результате которого рождается
нечто новое, самостоятельное, целостное. Таким целостным было мировоззрение
Бородина, его мироощущение. Современники композитора отзывались о нем как об
очень уравновешенном человеке, деликатном и заботливом. Он был в прекрасных
отношениях не только с друзьями, студентами и коллегами, но и был счастлив в
браке на протяжении всей супружеской жизни. Это ощущение любви к жизни, силы,
гармонии и света в полной мере воплотилось в его музыке.
С богатырскими образами в представлении композитора мы
имеем возможность познакомиться в его симфониях и операх. Лирическая сторона
его натуры наиболее ярко проявилась в камерной музыке. Это естественно, ведь
никто не собирается кричать о своих личных переживаниях с трибуны. Тайну души
можно поверить близкому другу, а камерная музыка как раз и может быть таким
другом.
Лирические настроения в музыке Бородина имеют очень разные
оттенки. Они могут быть обобщенными, то есть выражать чувства целого народа,
массы, как это слышится в побочных темах его симфоний, а могут быть душевными
внутренними переживаниями одного человека. Струнный состав ансамбля как нельзя
лучше отвечает этой задушевности. Так же у Стравинского в «Истории солдата»
скрипка – это душа солдата (главного героя).
Во Втором квартете воплотились самые нежные чувства и
воспоминания. Произведение
было написано после поездки композитора в Гейдельберг в 1877 г. В этом
городе он был уже не первый раз: в 1861 г. молодой, подающий большие надежды ученый-химик Бородин,
приехавший за границу «для усовершенствования в науках» и не думающий еще о
серьезных занятиях музыкой, встретился там со своей будущей женой, пианисткой
Е. С. Протопоповой, находившейся в Германии на лечении. Именно их взаимное чувство во многом
определило дальнейший музыкальный путь Бородина. И когда, спустя много лет, он
вновь оказался в Гейдельберге, воспоминания о прошлом нахлынули на него с новой
силой.
Послушав музыку, нетрудно об этом догадаться. Но в
дополнение к музыке исследователи жизни и творчества композиторов большое
внимание уделяют письмам, ибо это источник мыслей и фактов, что называется, «из
первых уст». Сопоставив даты написания Второго квартета и письма композитора к жене, можно
подтвердить догадки о содержании музыки, (если вдруг у кого-то это вызовет
сомнения). В письме Бородина от 30 июля 1877 года из Гейдельберга мы читаем:
«Сколько я пережил! Какая это была смесь счастья и горечи!... Подъезжая к Гейдельбергу, я спрятал
лицо, чтобы скрыть набежавшие слезы... Чего я не перечувствовал, пробегая те
дорожки, те галереи, где мы бродили с тобою в первую пору счастья!... Как бы я
дорого дал в эту минуту, чтобы ты была со мной!»
Квартет ре мажор был закончен к 10 августа 1881 года -
20-летию объяснения в любви Екатерине Сергеевне. И параллель между письмом,
которое дышит не остывшей с годами нежной любовью и квартетом, посвященным тому
же адресату, напрашивается сама собой. Музыка была написана очень быстро, менее
чем за месяц. Она словно «вылилась» из-под вдохновенного пера автора, и
производит очень цельное и гармоничное впечатление на слушателя.
Как же происходят излюбленные Бородиным «сочетания не
сочетаемого» или смешения разных тем во Втором квартете?
I часть. Allegro moderato. В
этом произведении все «взаимно» – и соединение жанров, и главная и побочная
темы первой части, которые не только не конфликтны (как это принято в
произведениях венских классиков), но и неконтрастны. Даже унисоны в начале
финала, которые ассоциируются с богатырскими мотивами, прекрасно дополняют
общую эмоциональную сферу и весомо довершают общий замысел всего квартета. Уж,
казалось бы – причем тут «эпос»? Но эти мотивы - словно бой часов с последующим
«вечным» движением завершающей части напоминают о том, что даже Время не
властно над Красотой, Жизнью и Любовью.
II часть – Скерцо. Scherzo. Allegro. Формально она называется скерцо.
Но композитор соединил его с вальсом. Таким образом, срослись два жанра. Но
если скерцо это «шутка», а вальс - танец, то, что же получилось? – Шутливый
танец. Не все, однако, так однозначно. В музыке вообще нет однозначности. Шутки
тоже бывают разными: язвительными, дружескими, или «сквозь слезы». Здесь же – скерцо легкое и кокетливое, а
вальс – лирическое выражение, возвышенные чувства. Это не танец влюбленных в
буквальном смысле. Может быть, это танец их взглядов, вздохов, обрывки фраз,
мечты... Сам по себе вальсовый ритм в танцевальном скерцо - не такая уж
редкость; существуют и «вальсы-скерцо» (например, Чайковский, Вальс-скерцо). Но
здесь – не танцевальное скерцо и не скерцозный танец, а настоящий лирический
вальс, полный упоения и неги, уносящий нас ввысь на своих волнах. Его часто
сравнивают с вальсами Иоганна Штрауса, и это сравнение вполне уместно, тем
более что Скерцо, по словам Бородина, возникло под впечатлением вечера,
проведенного в одном из пригородных садов под Петербургом.
III часть –
«Ноктюрн» (что означает «ночная музыка»). Notturno. Andante. В «Ноктюрне»
тоже не обошлось без гениального соединения: основная
мелодия всей части объединяет в себе интонации русского романса и «русского
Востока». Хотя на первый взгляд очень трудно определить, где интонации романса,
а где «восточные». Она настолько цельна, что кажется, что так и должно быть.
Тема звучит то на верхней струне виолончели, то у скрипки; то в светлом мажоре,
то в грустном миноре; то в сочетании со спокойными аккордами, то с трепетной
дрожью тремоло. Словно соединяются два разных мира – верх и низ, восток и
запад. А может быть, это мир мужской и мир женский в своем единстве. В третьей
части, «ноктюрне», все слова и фразы просто исчезают, растворяются, и остается
только шелест летних листьев и запах ночных фиалок. Может, это сама Ночь прячет
влюбленных под своим покрывалом, и звезды светятся вместо их глаз. Это одно из
вдохновенных воплощений темы взаимной любви, нежности, верности.
IV часть. Finale. Andante – Vivace.Тишина Ноктюрна, его покой и нега сменяются в финале бодрым
оживлением, громкой разноголосицей. Там было состояние и переживание, здесь –
движение и действие. Началу этого движения предшествует заставка, где дважды
сопоставлены две короткие фразы. Одна (у скрипок) – приветливая и светлая,
ясная и чистая, звучащая очень по-русски. Другая (у
альта и виолончели) – сумрачная, тяжеловесная, неповоротливая. На призыв
скрипок она оба раза отвечает словно нехотя, с усилием. Но вот фраза басов
сбросила с себя сонное оцепенение и бойко, в очень живом темпе устремилась
вперед. Постепенно выкристаллизовывается главная тема финала. Она двухголосна,
по характеру подвижна и энергична, изображает своего рада «вращение» жизни, ее
«карусель». Все трудности преодолевает этот ровный, безостановочный бег –
свидетельство бодрости и полноты жизни. Другая сторона богатства и цветения жизни
– лирическая – выражена побочной темой. В конце экспозиции (так называется
первый раздел в сонатной форме, в которой написан финал Квартета) наступает
передышка. Разработка
(средний раздел сонатной формы) и реприза (завершающий раздел) заполнены повторениями,
перемещениями и перестановками показанных ранее тем или их составных элементов,
а иногда и их вариантов. Чередование и мелькание знакомых образов разных
обличьях воспроизводит продолжающуюся сутолоку жизни. В коде звучность
нарастает, все основные музыкальные элементы финала собираются вместе и
сплетаются в единую ткань. Как всегда, Бородин в конце приводит жизненное
многообразие к исконном у единству, находя в разном общее
Инна АСТАХОВА
Екатерина Сергеевна Протопопова. Александр Порфирьевич Бородин
Комментариев нет:
Отправить комментарий