Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky
Балет «Щелкунчик» / The Nutcracker Op.71
Балет «Щелкунчик» / The Nutcracker Op.71
2 Действие 3 сцена Act II Scene 3 No.12 Дивертисмент
12.Дивертисмент / Divertissement:
a) Шоколад: Испанский танец / Le chocolat: Danse espagnole. Allegro brillante
b) Кофе: Арабский танец / Le café: Danse arabe. Comodo
c) Чай: Китайский танец / Le thé: Danse chinoise. Allegro moderato
d) Трепак: Русский танец / Trépak: Danse russe. Tempo di Trepak, molto vivace
e) Танец пастушков / Danse des mirlitons. Andantino
f) Мамаша Гигонь и паяцы / La mère Gigogne et les polichinelles. Allegro giocoso
Шоколад: испанский танец. Бравурный, блестящий танец в испанском стиле. Главная тема у солирующей трубы.
Кофе: арабский танец. На монотонном, едва мерцающем фоне (выдержанные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия скрипок. Композитор использовал здесь мелодию грузинской народной колыбельной песни «Иав нана» («Спи, фиалка»), запись которой была им получена от М. М. Ипполитова-Иванова. Это мир «знойной», изысканной и завораживающей лирики медленных восточных танцев. По определению либреттиста, «сладостная, чарующая музыка».
Сохраняя неизменный басовый фон, композитор обогащает музыку все новыми и новыми красочными подробностями и чудесными мелодическими узорами. В средней части танца появляются изысканные хроматизмы и характерные для восточной музыки тонкие колебания ладовых оттенков. В репризе красиво звучит соединение главной темы (в густом вибрирующем голосе струнных) и томных хроматических ходов гобоя: словно одинокий голос задумчиво импровизирует на тему песни.
Чай: китайский танец. Музыка необычайно характерна по подбору тембров и изложению. Отрывистые терции у низких фаготов и на этом фоне пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо с колким и прыгающим продолжением у струнных pizzicato — все это создает впечатление оригинальной комической игрушечности. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.
Трепак: русский танец. Живой, ярко-темпераментный танец в русском народном стиле. К концу — убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясового движения.
Танец пастушков. По замыслу либреттиста, игрушечные пастушки «танцуют, играя на дудочках, сделанных из камыша». Замечательной находкой композитора является главная тема танца: пасторальная мелодия трех флейт. Ее красота неотделима от природы инструмента: будто сама душа флейты вселилась в эту музыку, легкую и подвижную, как ветерок в «звонких скважинах пустого тростника».
Мамаша Гигонь и паяцы. Быстрый и остро ритмованный танец Полишинелей, за которым следует более умеренный по темпу комический танец Мамаши Жигонь с ее детишками, вылезающими из-под юбки; далее — общий групповой танец на музыке Полишинелей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий