Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin
"Маленькая сюита" для фортепиано / Little Suite
№3 Мазурка / No. III Mazurka 1 in C Major
4 Мазурка / No .IV Mazurka 2 in D flat Major
4 Мазурка / No .IV Mazurka 2 in D flat Major
№3 Мазурка до мажор. Две следующие части сюиты – две Мазурки (до мажор и ре-бемоль мажор) – также как и предыдущее Интермеццо, представляют собой обаятельные образцы музыки для домашнего музицирования. При том, что у них есть некоторые сходные черты, настроение музыки и трактовка жанра у них разные. Мазурка до мажор сохранила непосредственность бытового танца. Это настоящая танцевальная бальная мазурка, от которой «паркет трещит плод каблуком» - звонкая, нарядная, молодцеватая. Яркая мажорность, пунктирный ритм, острые акценты делают основную тему подтянутой и приподнятой. Пьеса написана в форме рондо с типичным чередованием рефрена (эпизода, который несколько раз повторяется) с эпизодами, в которых музыка, во-первых, каждый раз разная, во-вторых, контрастная музыке рефрена. Эпизоды вносят достаточное разнообразие в пьесу.
№4 Мазурка ре-бемоль мажор. Вторая Мазурка сюиты – лирическая пьеса в традициях мазурок Шопена. Это тот тип мазурок, который можно охарактеризовать как «лирическая поэма». Без всякого вступления Мазурка ре-бемоль мажор начинается темой в виолончельном регистре. Характер ее точно обозначен композиторской ремаркой: «певуче, выразительно, любовно». Примечательно, что первые звуки темы почти точно повторяют начальную попевку первой Мазурки (до мажор). Но дальнейшее развитие идет по-разному. Вместо стремительного прямолинейного взлета и такого же спуска мелодии - извилистое напевное движение, немного напоминающее побочную тему первой части Второго квартета. С этим Квартетом перекликается также тема среднего раздела Мазурки (пьеса написана в трехчастной форме). Эта музыка тоже дышит страстностью и изобилует мелодическими оборотами, в которых сказывается пристрастие Бородина к музыкальному стилю Востока.
Передача Михаила Казиника
Комментариев нет:
Отправить комментарий