П.И. Чайковский / Pyotr Tchaikovsky
Балет «Щелкунчик» / The Nutcracker Op.71
1 акт. No. 9 Вальс снежных хлопьев / Scene And Waltz Of The Snowflakes
История создания
Балет «Щелкунчик» / The Nutcracker Op.71
1 акт. No. 9 Вальс снежных хлопьев / Scene And Waltz Of The Snowflakes
История создания
В 1890 году Чайковский получил заказ от дирекции
Императорских театров на одноактную оперу и двухактный балет для постановки в
один вечер. Для оперы композитор избрал сюжет полюбившейся ему драмы датского
писателя X. Херца «Дочь короля Рене» («Иоланта»), а для балета — известную
сказку Э. Т. А. Гофмана (1776—1822) «Щелкунчик и мышиный король» из сборника
«Серапионовы братья» (1819—1821). Сказка была использована не в подлиннике, а
во французском пересказе, сделанном А. Дюма-отцом под названием «История
Щелкунчика». Чайковский, по свидетельству его брата Модеста, сам сначала
«письменно изложил сюжет «Щелкунчика» со слов Всеволожского» и только затем
приступил к совместной работе с хореографом Мариусом Петипа (1818—1910),
сделавшим подробный план-заказ и балетмейстерскую экспозицию. Прославленный
мастер, к тому времени служивший в России уже более сорока лет и поставивший
множество спектаклей, давал Чайковскому самые подробные советы относительно
характера музыки.
Работа композитора вынужденно прервалась весной 1891
года, когда Чайковский отправился в США на торжественное открытие
Карнеги-холла. Даже на пароходе он сочинял, но, понимая, что к назначенному
дирекцией сроку не успеет, еще из Парижа отправил Всеволожскому письмо с
просьбой перенести премьеры «Иоланты» и «Щелкунчика» на следующий сезон. Только
по возвращении из поездки работа пошла активнее. В течение января и февраля
1892 года Чайковский закончил и оркестровал балет. В марте в одном из
симфонических концертов Русского музыкального общества была исполнена сюита из
музыки к балету под управлением самого композитора. Успех был оглушающим: из
шести номеров пять по требованию публики были повторены.
По сценарию и подробным указаниям тяжело заболевшего
Петипа постановку «Щелкунчика» осуществил второй балетмейстер Мариинского
театра Л. Иванов (1834—1901). Лев Иванович Иванов, окончивший в 1852 году
Петербургское театральное училище, в это время заканчивал карьеру танцовщика и
уже семь лет работал балетмейстером. Ему, помимо нескольких балетов,
принадлежали постановки половецких плясок в «Князе Игоре» Бородина и танцев в
опере-балете Римского-Корсакова «Млада». В. Красовская писала: «Танцевальное мышление
Иванова не опиралось на музыку Чайковского, а жило по ее законам. <...>
Иванов в отдельных элементах своей постановки как бы полностью растворяясь в
музыке, из ее сокровенных глубин черпал всю спокойную, чистую, даже скромную
пластику танца». «Нет в музыке «Щелкунчика» ни одного ритма, ни одного такта,
который не перелился бы в танец», — отмечал А. Волынский. Именно в музыке
находил балетмейстер источник хореографических решений. Особенно ярко
проявилось это в новаторском симфонизированном танце снежных хлопьев.
Репетиции балета начались в конце сентября 1892 года.
Премьера состоялась 6 (18) декабря. Критика была противоречивой — как
положительной, так и резко отрицательной. Однако балет продержался в репертуаре
Мариинского театра более тридцати лет. В 1923 году спектакль был восстановлен
балетмейстером Ф. Лопуховым (1886—1973). В 1929 году он создал новую
хореографическую версию спектакля. В первоначальном сценарии героиня балета
именовалась Кларой, но в советские годы ее стали называть Машей (у Дюма —
Мари). Позднее постановки балета на различных советских сценах осуществляли
разные балетмейстеры.
Вальс снежных хлопьев. Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь,
и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на
снегу. В этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой
картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны
кружение снежинок. Вместе с тем — это и «картина настроения», где выражены
тревога и очарование волшебного сна Клары. Замечательна главная, беспокойно
мелькающая тема вальса.
Средняя часть вальса
ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное
светлое пение детских голосов (хор за сценой).
Мелодия хора
повторяется несколько раз и сопровождается фантастически красочными вариациями
оркестра. Колорит музыки все время светлеет и доходит до предельно воздушной
звучности в последней вариации с хрустальными звонами треугольника. Вальс завершается
широко развитой кодой, где главная тема проходит уже в
мчащемся ритме галопа.
Премьера всенародно любимого балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик»
состоялась в 1892 году. Это была постановка Мариуса Петипа и его помощника Льва
Иванова по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Зрители Санкт-Петербурга восприняли её без восторга, критикам понравилась
композиция, но сам балет и костюмы раскритиковали. В обзорах Антониетту
Дель-Эра, исполнившую «Танец феи Драже» (фея Сладостей), описывали как
«толстушку». В общем, без успеха. И сам Чайковский не видел популярности
балета.
Перенесёмся на столетие вперёд. «Щелкунчик» устоялся как самый любимый
балет зимнего сезона во всём мире. Он превратился в главный рождественский
ритуал, во многом благодаря новаторскому русско-американскому хореографу по
имени Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе). Его полнометражный
«Щелкунчик» впервые был исполнен в 1954 году, после чего постановка стала хитом
в Нью-Йорке. С тех пор невозможно представить себе декабрьскую Америку без
пышного, головокружительного, по-настоящему праздничного баланчинского
«Щелкунчика».
Комментариев нет:
Отправить комментарий