Frédéric Chopin / Фредерик Шопен
Nocturnes / 2 Ноктюрна, Op.55
Nocturnes / 2 Ноктюрна, Op.55
1. Ноктюрн фа минор (Andante)
2. Ноктюрн ми-бемоль мажор (Lento sostenuto)
Ноктюрны Шопена ор. 55 (сочинены в 1843 году, опубликованы в 1844 году, посвящены Джейн Стирлинг) разнохарактерны. Первый из них близок более ранним пьесам этого жанра, основанным на драматическом контрасте. Второй обнаруживает некоторые типичные черты творческих особенностей третьего периода.
Ноктюрн f-moll. Упорно и многократно повторяющейся интонации первых двух тактов (характерный оборот сентиментально-романтического типа) противопоставлены драматические акценты средней части и светлое умиротворение коды. В ноктюрне немало интонационных перепевов из более ранних сочинений Шопена (такты 17-20 — сравни среднюю часть экспромта As-dur; такты 22-24 — сравни трио похоронного марша из сонаты b-moll; такты 65-67 — сравни первую тему того же марша; такт 89 и дальнейшие — сравни конец фантазии f-moll). Наличие ряда подобных перепевов свидетельствует об использовании уже проторенных путей. Заключительные аккорды ноктюрна несколько напоминают кадансы Листа.
Ноктюрн Es-dur представляет значительный этап как на пути распада формы ноктюрна у Шопена, так и на пути кристаллизации некоторых поздних творческих тенденций. Это — тенденции очень своеобразного неоклассицизма, который имеет две основные причины: 1) слабеющую образно-слуховую связь Шопена с родиной и 2) отрицательное отношение его к новому, все более выясняющемуся направлению европейской музыки.
Однако несомненно, что, живя в Париже, Шопен с его громадной музыкальной впечатлительностью не мог не улавливать и не воспринимать назревающие новые течения. В ряде своих поздних опусов он отдал этим течениям дань, подойдя и к будущим приемам тематической трансформации (у Листа), и к некоторым характерным чертам еще не возникшего импрессионизма. Однако творчество Шопена могло идти в данном направлении лишь до известного предела. Шопен по-своему претворил некоторые принципы неоромантизма, но складывающаяся неоромантическая система мышления оставалась ему чуждой. Видя продолжающееся наступление неоромантического искусства, Шопен вынужден был занять „оборонительную" позицию и опять-таки предварить тенденции нового направления — того, которое в самом начале 50-х годов выдвинуло Брамса и Сен-Санса.
Ноктюрн ор. 55 № 2 — пример уже явственных „неоклассических" тенденций Шопена. Он перенасыщен полифоническими моментами, причем мелос заметно блекнет, контрастность исчезает, а фактура и тематизм чрезвычайно измельчаются. Тонкость и изящество фактуры сохранены, но над эмоциональной непосредственностью и живостью начинают господствовать суховатые размышления.
Ю. Кремлев
Комментариев нет:
Отправить комментарий