Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin
"Маленькая сюита" для фортепиано / Little Suite
№1 В монастыре / In Monastery In C Sharp Minor
№2 Интермеццо / Intermezzo in F Major
"Маленькая сюита" для фортепиано / Little Suite
№1 В монастыре / In Monastery In C Sharp Minor
№2 Интермеццо / Intermezzo in F Major
Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) — выдающийся русский композитор, член знаменитой «Могучей кучки», учёный-химик. Основоположник русского эпического симфонизма, автор оперы «Князь Игорь» и «Богатырской» симфонии.
Маленькая сюита для фортепиано сочинена в 1885 году и относится к числу зрелых сочинений мастера. Жанр инструментальной сюиты хорошо известен, в том числе по творчеству немецких композиторов-романтиков. Опираясь на опыт предшественников, Бородин сумел создать пьесы, самобытные по образному строю и языку. Картины русской старины («В монастыре»), бальные танцы (две «Мазурки»), тонкая лирика («Грёзы», «Ноктюрн»), «русский Восток» (эти интонации сильнее всего ощущаются в «Интермеццо», но растворены и в других пьесах сюиты), испанский колорит («Серенада»), — все эти образы и настроения отмечены неповторимым «бородинским» почерком.
Стоит отметить, что Маленькая сюита пользовалась вниманием не только пианистов, но и коллег Бородина: сюита была оркестрована Александром Глазуновым, и эта редакция прозвучала впервые 28 октября 1889 года в Петербурге под управлением Николая Римского-Корсакова.
Среди выдающихся исполнителей, записавших Маленькую сюиту Бородина: пинисты Владимир Софроницкий, Мария Юдина, Владимир Мищук, дирижер Евгений Светланов, многие отдельные номера сюиты играли в переложениях скрипачи и виолончелисты…
Маленькая сюита для фортепиано сочинена в 1885 году и относится к числу зрелых сочинений мастера. Жанр инструментальной сюиты хорошо известен, в том числе по творчеству немецких композиторов-романтиков. Опираясь на опыт предшественников, Бородин сумел создать пьесы, самобытные по образному строю и языку. Картины русской старины («В монастыре»), бальные танцы (две «Мазурки»), тонкая лирика («Грёзы», «Ноктюрн»), «русский Восток» (эти интонации сильнее всего ощущаются в «Интермеццо», но растворены и в других пьесах сюиты), испанский колорит («Серенада»), — все эти образы и настроения отмечены неповторимым «бородинским» почерком.
Стоит отметить, что Маленькая сюита пользовалась вниманием не только пианистов, но и коллег Бородина: сюита была оркестрована Александром Глазуновым, и эта редакция прозвучала впервые 28 октября 1889 года в Петербурге под управлением Николая Римского-Корсакова.
Среди выдающихся исполнителей, записавших Маленькую сюиту Бородина: пинисты Владимир Софроницкий, Мария Юдина, Владимир Мищук, дирижер Евгений Светланов, многие отдельные номера сюиты играли в переложениях скрипачи и виолончелисты…
Содержание:
В МОНАСТЫРЕ
II. ИНТЕРМЕЦЦО
III. МАЗУРКА
IV. МАЗУРКА
V. ГРЕЗЫ
VI. СЕРЕНАДА
VII. НОКТЮРН
II. ИНТЕРМЕЦЦО
III. МАЗУРКА
IV. МАЗУРКА
V. ГРЕЗЫ
VI. СЕРЕНАДА
VII. НОКТЮРН
В монастыре. Первая пьеса цикла выделяется масштабами нарисованной картины, значительностью и цельностью содержания. Здесь два музыкальных образа: колокольный звон и пение. Оба они выражают одно настроение, одну мысль.
Колокольный звон много раз воспроизводился в русской музыке. Особенное пристрастие питали к нему композиторы члены «Могучей кучки». В данной пьесе Бородина нет ни праздничности, ни тревоги – настроений, столь полно передаваемых колокольным звоном. Красочная сторона в этой пьесе как бы на втором плане. Развитие состоит в постепенном омрачении колорита, при переходе от маленьких колоколов к большим.
Смолкли колокола, и вот, вступает песенная тема – скромная, простая, тихая, как молитва. Общий характер – размеренный, эпический, строгий, но местами проступает наружу глубоко скрытое лирическое томление. В кульминационном разделе пьесы раскрывается глубоко скрытый конфликт. В момент высшего напряжения происходит остановка на диссонирующем аккорде, после чего следует мгновенный спад, и снова движение замыкается «церковным» кадансом (заключительным оборотом). Получается симметричная композиция, и ы ее замкнутости тоже есть образный смысл: выхода нет…
Интермеццо. В Интермеццо Бородин идет от бытового танца, от практики домашнего музицирования. В результате получилась довольно обычная по замыслу, но со вкусом выполненная лирическая миниатюра. В основе пьесы лежит менуэт, на что указал своей ремаркой автор («Tepmo di minuetto» - итал. «В темпе менуэта»). Хотя ремарка указывает на танец, популярный в XVIII веке, в музыке нет никакой стилизации, архаики.
Интермеццо привлекает характерным и для Бородина особенностями его лиризма: музыка звучит приветливо, тепло, с мягкой пластичностью. Особым обаянием веет от изящных прихотливых мелодических изгибов. В пьесе можно уловить и нечто восточное – излюбленный музыкальный колорит Бородина. Основная интонация напоминает своими очертаниями некоторые фразы Кончака, персонажа из оперы Бородина «Князь Игорь». Некоторые мелодические обороты могут быть сопоставлены со вступлением к его «Арабской мелодии». Но в целом пьеса не имеет ярко выраженного восточного оттенка.
В среднем разделе пьесы мы тоже сталкиваемся с неповторимо индивидуальной лирикой Бородина. Но это лирика другого типа: целомудренная, нежная, немного стыдливая. Музыка среднего раздела столь чиста, что можно лишь сожалеть, что раздел этот так мал.
Передача Михаила Казиника "Маленькая сюита"
Комментариев нет:
Отправить комментарий