П.И. Чайковский / Pyotr Tchaikovsky
Балет «Щелкунчик» / The Nutcracker Op.71
2 акт. No.13 Вальс цветов / Valse des fleurs
Впервые показанный на
сцене Мариинского театра в декабре 1892 г. балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»
стал традиционной новогодней сказкой, которую ставят во всём мире и которую
любят и дети, и взрослые.
Балет «Щелкунчик» / The Nutcracker Op.71
2 акт. No.13 Вальс цветов / Valse des fleurs
А между тем, это
довольно сложный балет: и в плане сценического воплощения, и в плане музыки,
которая тяготеет к хореографической симфонии. Балет «Щелкунчик» и опера
«Иоланта», поставленные одновременно, считаются своего рода духовным завещанием
П.И. Чайковского. В них звучит призыв к самоотверженности, верности,
преданности и любви во что бы то ни стало. Стоит заметить также, что судьба
балета была довольно противоречивой: огромный успех у публики - и страшная
ругань критики. Возможно, именно поэтому довольно простой сюжет сказки,
положенный на довольно сложную музыку, до сегодняшнего дня остаётся
произведением, которое «открывают» снова и снова.
Интересные факты:
·
Сохранились сведения, что на первом представлении балета в Мариинском
театре (декабрь 1892 года), публика была необычайно удивлена именно силой
звучания оркестра. В особенности, привлек их внимание инструмент челеста.
·
Начиная с постановок «Щелкунчика», появилась традиция отдавать
второстепенные роли ученикам хореографических училищ
·
Танец «Кофе» основан на одной народной грузинской колыбельной
·
Елка, которую устанавливают обычно на сцене в первом акте, весит около
тонны.
·
Во время нежного танца снежинок, на сцену падает конфетти, общая масса
которого около 20 кг.
·
За весь спектакль на сцене демонстрируется около 150 различных костюмов.
·
Для полноценной работы всего оборудования, нанесения грима и смены
костюмов, за кулисами во время выступления должно находится около 60 человек.
·
Для освещения балета применяется обычно до 700 осветительных приборов.
·
На одну пачку Феи Драже уходит 7 слоев тюля.
·
Существует некая путаница в именах девочки (Мари, Маша или Клара). На самом
деле, как указано в первоисточнике, Клара – это всего лишь кукла девочки,
которую зовут Марихен. На французский манер ее имя звучит, как Мари, именно
такая версия досталась директору Императорских театров Всеволжскому. В
советских постановках, начиная с 1930 года, балет русифицировался и девочка
Мари получила имя Мария, а ее брат стал Мишей. Также, праздник Рождество
заменили на Новый Год.
·
Перед тем, как приступить к написанию балета, Чайковский сначала полностью
написал сюжет со слов Всеволжского и уже после принялся сочинять музыку.
·
Волшебный город Конфитюренберг из второго акта так же придумал Всеволжский.
·
Самый большой шелкунчик был сделан в Германии и имел высоту более 10
метров.
·
Франк Рассел Гэли исполнил партию Щелкунчика в рекордном возрасте, на тот
момент ему было 74 года и 101 день.
Согласно немецкой легенде, щелкунчики приносят удачу и оберегают
дом. Поэтому, щелкунчики были популярны как рождественские подарки для
детей.
Вальс цветов – это одно из известнейших произведений Чайковского из балета «Щелкунчик», который и сегодня собирает аншлаги в Мариинке и в Большом театре. Вальс исполняют 36 балерин и столько же танцоров в костюмах цветов. На сцене они празднуют свадьбу принца Щелкунчика и Мари.
Вальс цветов – это одно из известнейших произведений Чайковского из балета «Щелкунчик», который и сегодня собирает аншлаги в Мариинке и в Большом театре. Вальс исполняют 36 балерин и столько же танцоров в костюмах цветов. На сцене они празднуют свадьбу принца Щелкунчика и Мари.
Вальс цветов. Маленький человек в золотой парче (мажордом) ударяет в
ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, одетых цветами. Они несут
большой букет, который дарят жениху и невесте. После этого начинается общий
большой вальс.
«Вальс цветов» наряду
со следующим «Pas de deux», является вершиной праздничного
дивертисмента «Щелкунчика». Вальс начинается вступлением с большой виртуозной
каденцией арфы. Главная тема поручена валторнам. Господствуя на протяжении
всего вальса как выражение его основного настроения — пышной и торжественной
праздничности,— эта тема служит, однако, лишь первой ступенькой в той лестнице
мелодических красот, которую воздвигает здесь фантазия композитора. Уже в
середине первой части вальса музыка становится более певучей. Во второй (центральной)
части композитор одарит нас новыми, еще более широкими и мелодически
увлекательными темами: мелодия флейт и гобоев (в начале этой части) и
продолжающая ее лирически-насыщенная мелодия виолончелей.
После повторения первой части вальса (репризы) следует заключение, где знакомые
темы развиваются, приобретая еще более оживленный и бурно-праздничный характер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий