Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin
"Маленькая сюита" для фортепиано / Little Suite
№3 Мазурка / No. III Mazurka 1 in C Major
4 Мазурка / No .IV Mazurka 2 in D flat Major
4 Мазурка / No .IV Mazurka 2 in D flat Major
№3 Мазурка
до мажор. Две следующие части сюиты – две Мазурки (до мажор и ре-бемоль
мажор) – также как и предыдущее Интермеццо, представляют собой обаятельные
образцы музыки для домашнего музицирования. При том,
что у них есть некоторые сходные черты, настроение музыки и трактовка
жанра у них разные. Мазурка до мажор сохранила
непосредственность бытового танца. Это настоящая танцевальная бальная мазурка,
от которой «паркет трещит плод каблуком» - звонкая, нарядная,
молодцеватая. Яркая мажорность, пунктирный ритм, острые акценты делают основную
тему подтянутой и приподнятой. Пьеса написана в форме рондо с
типичным чередованием рефрена (эпизода, который несколько раз повторяется) с
эпизодами, в которых музыка, во-первых, каждый раз разная,
во-вторых, контрастная музыке рефрена. Эпизоды вносят достаточное
разнообразие в пьесу.
№4 Мазурка
ре-бемоль мажор. Вторая Мазурка сюиты – лирическая пьеса в традициях
мазурок Шопена. Это тот тип мазурок, который можно охарактеризовать как
«лирическая поэма». Без всякого вступления Мазурка ре-бемоль мажор начинается
темой в виолончельном регистре. Характер ее точно обозначен композиторской
ремаркой: «певуче, выразительно, любовно». Примечательно, что первые звуки темы
почти точно повторяют начальную попевку первой Мазурки (до мажор). Но
дальнейшее развитие идет по-разному. Вместо стремительного прямолинейного
взлета и такого же спуска мелодии - извилистое напевное движение, немного
напоминающее побочную тему первой
части Второго квартета. С этим Квартетом перекликается также тема
среднего раздела Мазурки (пьеса написана в трехчастной форме). Эта музыка тоже
дышит страстностью и изобилует мелодическими оборотами, в которых сказывается
пристрастие Бородина к музыкальному стилю Востока.
Передача Михаила Казиника
Комментариев нет:
Отправить комментарий