Claude Debussy / Дебюсси. Двадцать четыре прелюдии / Préludes.
№ 8. La fille aux cheveux de lin / "Девушка с волосами цвета льна"
№ 6. Des pas sur la neige / "Шаги на снегу"
№ 3. Le vent dans la plaine / "Ветер на равнине"
№ 10. La Cathédrale engloutie / "Затонувший собор"
№ 8. La fille aux cheveux de lin / "Девушка с волосами цвета льна"
№ 6. Des pas sur la neige / "Шаги на снегу"
№ 3. Le vent dans la plaine / "Ветер на равнине"
№ 10. La Cathédrale engloutie / "Затонувший собор"
Цикл из
двадцати четырех прелюдий, созданный Дебюсси в конце
творческого пути (первая тетрадь в 1910, вторая тетрадь в 1913 году), завершил,
по существу, развитие этого жанра в западноевропейской музыке, наиболее
значительными явлениями которого являлись до сих пор прелюдии Баха и Шопена(Развитие прелюдии в XX
веке связано почти исключительно с творчеством русских и советских композиторов
— Рахманинова, Скрябина, Шостаковича, Кабалевского и других. В их
творчестве наметились новые пути эволюции этого жанра.).
У Дебюсси
этот жанр подводит итог его творческому пути и является своего рода
энциклопедией всего самого характерного и типического в области музыкального
содержания, круга поэтических образов и стиля композитора. Способность прелюдии
к воплощению отдельных, сменяющих друг друга впечатлений, отсутствие
обязательных схем в композиции, импровизационная свобода высказывания — все это
было близко эстетическим взглядам и художественному методукомпозитора-импрессиониста.
Двадцать
четыре прелюдии Дебюсси — это цикл миниатюрных музыкальных картин, в каждой из
которых заключен совершенно самостоятельный художественный образ.
В отличие
от шопеновских прелюдий здесь мало ощущается цикличность, то есть взаимосвязь
всех или части прелюдий, обусловленная общей идеей или единой логикой
музыкального развития. В прелюдиях Дебюсси мы не найдем такого богатства
образного содержания и жанровых связей, как у Шопена, но они примечательны разнообразием
живописно-поэтической тематики в ярким колоритом языка.
Каждая
прелюдия имеет программное название, указанное лишь в конце пьесы (этим
композитор как бы подчеркивает нежелание «навязывать» свой замысел исполнителю
и слушателю), которое почти никогда не связано с литературным источником. Если
эта связь и есть, то она заключается лишь в близких поэтических образах: «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют» (по
стихотворению Шарля Бодлера) или «Терраса, освещаемая лунным
светом» (по Пьеру Лоти).
Программные
названия большинства прелюдий, так же как и других фортепианных произведений
Дебюсси, связаны с впечатлениями от картин природы («Туманы», «Паруса», «Вереск», «Холмы Анакапри»,
«Ветер на равнине»). В выборе пейзажных мотивов
иногда проявляются черты символизма, заключенные в скрытом смысле некоторых
названий, в стремлении придать прелюдиям более значительное содержание, чем
просто пейзаж: «Шаги на снегу», «Мертвые листья». Но такие названия редки и не
определяют образную сторону всего цикла.
Особое
место среди прелюдий занимают жанрово-бытовые музыкальные картинки («Прерванная серенада», «Ворота Альгамбры») и музыкальные портреты («Девушка с волосами цвета льна»), часто оттененные
юмором, приемами шаржа и иногда приобретающие черты гротеска («Генерал Лявин-эксцентрик», «В знак уважения С. Пиквику»).
В этих
прелюдиях Дебюсси особенно широко использует распространенные бытовые
музыкальные жанры, и в первую очередь танцевальные, — самых различных эпох и
национальностей. Здесь мы находим и народные испанские танцы («Прерванная серенада» и «Ворота Альгамбры»), и современный Дебюсси
эстрадный танец кэк-уок («Генерал Лявин-эксцентрик» и «Менестрели»).
В
отношении Дебюсси ко всем этим сюжетам характерно то, что он не стремится
воплотить музыкальными изобразительными средствами тот или иной, в большинстве
своем связанный со зрительными впечатлениями образ. Его интересует скорее
атмосфера, окружающая данный образ, то есть явление вместе с окружающим его
фоном, а также чисто эмоциональное восприятие этого явления в совокупности со
всевозможными зрительными или слуховыми ассоциациями. Эта черта ярко
проявляется и в прелюдиях, связанных со сказочной и легендарной тематикой («Танец Пека», «Феи — прелестные танцовщицы»,
«Затонувший собор»), и особенно в прелюдиях,
возникающих у композитора под впечатлением произведений изобразительного
искусства («Канопа», «Дельфийские танцовщицы»).
В этом
проявилась одна из характерных эстетических особенностей романтизма и
импрессионизма: стремление максимально сблизить различные виды искусства —
музыку, литературу, живопись, скульптуру и этим обогатить содержание и
выразительные средства каждого из них (в данном случае музыки).
Каждая из
прелюдий имеет совершенно законченную и стройную форму. Мы почти не найдем
прелюдий типа набросков, эскизов или просто импровизаций. Большая свобода
высказывания заключена у Дебюсси в довольно строгие рамки композиции. Форма
большинства прелюдий имеет признаки «репризности» (трехчастная или двухчастная
форма с репризой), всегда придающей пьесе большую цельность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий