Родион Щедрин " Тетрадь для юношества" 15 фортепианных пьес (1-8)
Родион Константинович Щедрин (род. 1932) — советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1981). В 1955 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Ю. А. Шапорина, фортепиано — у Я. В. Флиера. Один из ведущих мастеров современной музыки, автор сочинений крупных форм, в т. ч. опер, балетов, симфонических и вокально-симфонический произведений. Разрабатывает различные жанры русского фольклора (особенно частушку), свободно применяя современные средства композиторской техники. Обогатил выразительные возможности музыки, создал новый тип вокально-инструментального произведения («Поэтория»), ввёл приёмы народной манеры пения в академические жанры (оратория «Ленин в сердце народном» и опера «Не только любовь»). Многие достижения Щедрина в области музыкального театра связаны с воплощением русской литературной классики (опера «Мёртвые души», балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой»). Значительно обогатил современный инструментальный репертуар (в т. ч. полифоническими циклами). Участник жюри многих международных конкурсов композиторов и пианистов. Автор критических статей. Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976), почётный член Общества Ф. Листа (США, 1979), Академии искусств ГДР (1983). Почётный член Международного музыкального совета (1985). Ленинская премия (1984), Государственная премия СССР (1972).
Поэты и музыканты о Р. К. Щедрине
Однажды Гия Канчели, композитор в бархатной темно-синей тужурке и с такими же бархатными глазами, после премьеры, на которую он приехал из Германии, говорил мне о Родионе Щедрине: „Это большой композитор, может быть, крупнейший в мире сейчас“. Привыкнув к ревнивому лепету моих коллег, я был поражен.
Щедрин — большое „Щ“ русской музыки. Такой буквы нет ни в одном алфавите — ни в английском, ни в немецком. Беспощадная новая его музыка — мощная, щемящая, прищуренная от боли или от смеха. Великие Шостакович, Шенберг, Шнитке, Штокхаузен работали в реалиях ХХ века. Щедрин же прыгнул с нами физически в ХХ1 век. Какой надо иметь талантиЩЕ, чтобы из нашего дерьма и ужаса создать сокровиЩЕ!
Ещё, Щедрин, ещё!
А. А. Вознесенский
Его гениальное ощущение оркестрового звучания сказалось не только в очень популярных Первом концерте для оркестра „Озорные частушки“ и „Кармен-сюите“. Королем современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств. Его произведения играют лучшие исполнители мира, такие как Л. Маазель, С. Озава, М. Янсонс, О. Мустонен, М. Венгеров. Особенно я ценю его неприятие компромиссов даже в очень трудное для русской музыки время. Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от „официального советского музыкального курса“.
М. Л. Ростропович
В этом сезоне надеюсь познакомить как можно более широкий круг зрителей с новой постановкой Мариинского театра — «Мёртвыми душами». Это великая опера Родиона Щедрина, не я один, кстати, ставлю это произведение в один ряд с «Войной и миром» Прокофьева или с «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. С первой же минуты мы видим в гоголевских героях себя, это зеркало беспощадно метко показывает, как мы живём, какие мы жуткие и почему такими стали. Поразительно, но сегодня, в 2011 году, эта опера воспринимается гораздо острее, чем в конце 1970-х, когда её впервые поставили. Гоголь обладал удивительным зрением и слухом. Только он мог увидеть и описать Россию так метко. Многие из тех, кто уже побывал на спектакле, поразились, сколь актуален он сегодня. И тема христопродавцев, и пассаж о том, что «один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Зрители смеются в этом месте, но смеются-то они над собой. А потом задумываются о том, что почти два века прошло и при этом мало что изменилось.
В. А. Гергиев
Щедрин — мастер оркестровки, комбинаций оркестровых красок, внезапных эффектов. Материал его произведений кажется на первый взгляд обманчиво простым. Но искусная изощренность его языка ведет нас в глубины музыки, которая полна искрометности, остроумия, иронии, юмора, жизнерадостности, подлинного комизма…
Л.Маазель
Его музыка вечна, популярность её будет со временем только возрастать. Большие личности всегда задают тон времени. Новое не всегда удобно для современников, что закономерно. Для меня Родион фигура знаковая, Он великий композитор. Время его настоящего полного признания ещё впереди. Я уверен, что его будут играть всегда и везде. Главное, что его творчество всегда связано с русским фольклором. Он национальный русский композитор. Я очень люблю его музыку, чту его как пианиста, как моего великого друга.
С. Л. Доренский
Комментариев нет:
Отправить комментарий