С. Прокофьев "Гавот" из классической симфонии
Классическую симфонию Прокофьев писал на протяжении
1916—1917 годов. Закончив оперу «Игрок», композитор обратился к крупному сочинению
иного жанра, иной, совершенно неожиданной для него стилистики. Уже приучив
слушательскую аудиторию и коллег-музыкантов к своему эпатирующему,
«хулиганскому» стилю, он удивил всех, создав произведение классически ясное,
по-моцартовски солнечное. Еще в 1916 году им был сочинен гавот, ставший
впоследствии третьей частью симфонии, тогда же были сделаны кое-какие наброски
первой и второй частей. Но основная часть работы была проделана летом 1917
года, когда Прокофьев поселился в дачном поселке под Петроградом. Гуляя по полям,
он обдумывал тематический материал и композицию симфонии.
Это был в его практике первый случай сочинения без
инструмента. «До сих пор я обыкновенно писал у рояля, но заметил, что
тематический материал, сочиненный без рояля, обычно бывает лучше по качеству.
Перенесенный на рояль, он в первый момент кажется странным, но после
нескольких проигрываний выясняется, что так и надо было сделать», — писал
композитор. Появление названия он объяснял следующим образом: «Во-первых, так
проще; во-вторых — из озорства, чтобы подразнить гусей, и в тайной надежде,
что в конечном счете обыграю я, если с течением времени симфония так
классической и окажется».
Классические увлечения давно были не чужды композитору. Еще
будучи в дирижерском классе Черепнина в консерватории, он увлекался венскими
классиками. Теперь же ему захотелось сочинить симфонию в духе Гайдна. «Мне
казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру
письма и в то же время воспринял кое-что от нового». Так и было задумано
композитором — скромная фактура и прозрачная оркестровка в стиле Гайдна и
Моцарта должны были сочетаться в новом произведении с «налетом новых
гармоний».
К началу осени новая симфония была полностью написана и
оркестрована. На авторской партитуре стоит дата окончания — 10 сентября. Автор
посвятил ее товарищу консерваторских лет, с которым был особенно близок в те
годы, впоследствии крупнейшему музыковеду — единственному академику этой
профессии — и плодовитому композитору Б. В. Асафьеву. Премьера симфонии
состоялась незадолго до отъезда Прокофьева на несколько лет за границу, 21
апреля 1918 года в Петрограде под управлением автора.
Третья часть имеет название — гавот. Это танец с
размашистыми движениями, широкими мелодическими ходами, яркий и
жизнерадостный. В среднем эпизоде на фоне гудящего аккомпанемента, имитирующего
звуки волынки, звучит незатейливый плясовой мотив. (Много лет спустя
композитор использовал эту музыку в балете «Ромео и Джульетта».)
Комментариев нет:
Отправить комментарий