Анатолий Константинович Лядов / Anatoly Lyadov
«Музыкальная Табакерка» / The Music Box, Op.32
«Музыкальная Табакерка» / The Music Box, Op.32
Вальс-шутка
Фортепианные
миниатюры составляют большую часть творческого наследия Лядова. Им написано
множество прелюдий, мазурок, вальсов, этюдов... Его пьесы в истинно русской
манере, с «ювелирно отточенными деталями», напоминают игру в «бирюльки». Как
известно, один из его циклов так и называется: «Бирюльки».
Пьеса
«Музыкальная табакерка», посвящённая сыну Михаилу, необычайно популярна. В этом
произведении остроумно воспроизведено звучание заводного музыкального
инструмента. Мелодия незатейлива и очаровательна в своей наивности. Лядов
снабдил пьесу единственным в своем роде обозначением: «automaticamente», т. е.
«автоматично». Ритмическое постоянство в сочетании с постоянством структуры,
неизменность динамики (рp) и способа исполнения (staccato sempre)
подчеркивают механический словно "стеклянный" характер этой музыки.
Существует
масса переложений этой пьесы для различных музыкальных инструментов – от
балалайки до контрабаса – и инструментальных составов – от двух-трех
инструментов до симфонического оркестра.
«И как это у вас так мило в „Табакерке", когда вдруг что-то крякнет
или чихнет вверху! Ах, как мило, ах, как комично и грациозно!» — писал В.В. Стасов Лядову после
исполнения «Табакерки» в авторской редакции для небольшого инструментального
состава.
Комментариев нет:
Отправить комментарий