Модест Петрович Мусоргский / Modest Mussorgsky «Картинки с выставки» Pictures at an Exhibition (1-5)
«Картинки с выставки» являют собой сюиту из десяти пьес — каждая навеяна одним из сюжетов Гартмана. Мусоргский изобрел совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, и, поскольку по выставке обычно гуляют, он назвал это вступление «Прогулка».
Поводом для создания «Картинок с выставки» послужила
выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора В.А.
Гартмана, которая была организована в Академии художеств по инициативе В.В.
Стасова в связи со скоропостижной кончиной художника. Стасов откликнулся на
смерть В. Гартмана статьей «Нынешнее искусство в Европе. Художественные заметки
о всемирной выставке 1873 г . в Вене». В ней содержится, пожалуй, наиболее
глубокая характеристика творчества этого мастера: «Не в одной России понимали
самобытный талант Гартмана и сочувствовали новизне и свежести идей этого
молодого художника: в Вене он также нашел достойных ценителей. Когда пришли
туда рисунки Гартмана и их распаковали перед комиссией архитекторов, то эти
последние с первого взгляда пришли в настоящий восторг и от мастерства
рисовальщика (Гартман был одним из превосходнейших акварелистов, каких мне
только случалось встречать), и от новизны и богатства фантазии его».
Из тех работ художника, по которым написаны «Картинки»
Мусоргского, известны всего шесть.
Мусоргский, хорошо знавший художника, был потрясен его
кончиной. Он писал В. Стасову: «Нас, дураков, обыкновенно утешают в таких
случаях мудрые: «его» не существует, но то, что он успел сделать, существует и
будет существовать; а, мол, многие ли люди имеют такую счастливую долю — не
быть забытыми.
Над «Картинками» Мусоргский работал с необычайным
воодушевлением. В одном из писем к Стасову он писал: «Гартман кипит, как кипел
«Борис», — звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю
царапать на бумаге… Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в
интермедиях видна… Как хорошо работается». Пока Мусоргский работал над этим
циклом, произведение упоминалось как «Гартман»; название «Картинки с выставки»
появилось позднее.
Многие современники находили авторскую — фортепианную —
версию «Картинок» произведением не фортепианным, неудобным для исполнения. Доля
истины в этом есть. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона читаем:
«Укажем еще на ряд музыкальных эскизов под заглавием «Картинки с выставки»,
написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к
акварелям В.А. Гартмана». Не случайно существует много оркестровок этого
сочинения. Оркестровка М. Равеля, сделанная в 1922 г ., самая известная, к тому
же именно в этой оркестровке «Картинки с выставки» получили признание на
Западе. «Картинки с выставки» являют собой сюиту из десяти пьес — каждая навеяна одним из сюжетов Гартмана. Мусоргский изобрел совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, и, поскольку по выставке обычно гуляют, он назвал это вступление «Прогулка».
Комментариев нет:
Отправить комментарий