Фредерик Шопен «Колыбельная» ор.57
Летом 1843 г. в Ноане Шопен написал одну из его наиболее зрелых и тончайших работ: Колыбельную ре-бемоль мажор, соч. 57. Эта тонкая и нежная музыка была вдохновлена очарованием Шопена дочерью друга композитора Полины Виардо, 18-ти летней Louisette. Маленькое существо, возможно, вызвали у Шопена воспоминания атмосферы своего далекого семейного дома. Колыбельная является отдаленным эхом песни, что мать Шопена пела ему: «Юз miesiąć zeszedł, пси się uśpily» (Луна сейчас выросла, собаки спят ).
Шопен , как истинный романтик, вторгся в область бессознательного и нарисовал портрет засыпания, замирания, когда разум уже спит, но чувство еще бодрствует, и граница между сном и явью почти незаметна.
Мелодию шопеновской колыбельной спеть нельзя, потому что ее очень трудно запомнить: звуки блуждают как сомнамбула, движения которой нельзя предсказать – эти движения кругообразны, мотивы плавно сползают вниз и вновь возвращаются в исходное состояние круговорота. Аккомпанемент застыл на неподвижном басу, и вяло повторяет одну и ту же фигуру, похожую на колеблющийся маятник. Во второй половине этой колыбельной мелодия растворяется в шуршащих пассажах, бесцельно движущихся то вверх то вниз. Шопен будто рисует портрет некоего таинственного процесса, где все движения происходят по инерции: так же как у находящегося в полудреме человека можно заметить только то, что происходит помимо его воли – пульс, дыхание, сердечное биение – так и в шопеновской колыбельной музыка живет как бы сама по себе, как будто ею никто и ничто не управляет.
Артур Хэдли выразил восхищение Колыбельной в следующих словах: "Колыбельная является одним из тех счастливых озарений, которые никогда не могут быть повторены".
В работе использованы иллюстрации картин Бетси Эби.
Имение Ноан
Betsy Eby
Variation on Chopin's Berceuse in D flat op 57
Комментариев нет:
Отправить комментарий