Франц Шуберт «Форель»
По
заказу промышленника, Сильвестра Паумгартнера , страстного почитателя шубертовских песен, Шуберт (больше всего на свете любивший
доставлять радость людям) написал инструментальный квинтет «Форель» - его
красиво называют «Фореллен-квинтет», в четвертой части которого звучит мелодия
песни «Форель». Он пожелал, чтобы финал представлял собой вариации на мелодию
песни Шуберта «Форель». Состав квинтета: фортепиано, скрипка, альт, виолончель и контрабас.
«Из числа музыки не для театра, не для церкви, не для
концерта есть особенно замечательный отдел - романсы и песни для одного голоса
с фортепиано. От простой, куплетной формы песни этот род развился до целых
маленьких единичных сцен-монологов, допускающих всю страстность и глубину
душевной драмы. Этот род музыки великолепно проявился в Германии, в гении
Франца Шуберта»,- писал А. Н. Серов.
Шуберт - «соловей и лебедь песенности». В песне
вся его творческая сущность. Именно шубертовская песня является своеобразной
границей, отделяющей музыку романтизма от музыки классицизма.
Одна из самых известных песен композитора – «Форель» -
написана на стихи близкого друга, немецкого поэта Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта.
По воспоминаниям друзей, Шуберт, сочинив эту песню, в тот же
день принёс её на суд слушателей. Песню с величайшим удовольствием повторили
несколько раз и признали, что это «одно из наиболее грациозных и нежных его
произведений».
В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой
беззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов
видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру
быстрых форелей в прозрачной воде. На душе радостно и светло. Эта спокойная
радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта.
Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением песня «Форель» близка
народным австрийским и немецким песням. В её оживлённом движении ощущается
игривая танцевальность.
Мелодию украшает изящный аккомпанемент. Фортепианные пассажи
подобны лёгким ритмичным всплескам волн. Они переливаются в прозрачных звуках
аккордов, как струи журчащего ручья под лучами солнца.
Christian Friedrich Daniel Schubart
Передача Михаила Казиника "На подступах к романтизму, или Кое-что о «Форели» здесь
Песни Шуберта в
рукописных копиях расходились по стране.
Но бывало и по-другому. Случалось, что он сам переписывал песню и дарил
авторскую копию кому-либо из близких. Так получилось с "Форелью". Ее копию
Шуберт сделал для Иосифа Хюттенбреннера и, переписывая, залил бумагу
чернилами. На автографе застыла огромная клякса, а на полях появилась
извиняющаяся надпись:
"Только что я хотел посыпать лист песком, но в спешке, к тому же
несколько сонный, схватил чернильницу и преспокойно опорожнил на бумагу.
Какое несчастье!"
"Форель" дошла и до города Штейра. И очаровала местного промышленника и
страстного любителя музыки Сильвестра Паумгартнера. Целыми днями одолевал он
Фогля и Шуберта просьбами снова и снова исполнить "эту божественную песню".
В отличие от скупого на пение Фогля Шуберт был щедр. Особенно если мог
сделать людям приятное.
Для Паумгартнера написан знаменитый "Фореллен-квинтет" для фортепьяно,
скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Он состоит из пяти частей. Каждая -
чудо музыкального искусства, а все вместе - неувядаемый шедевр его.
С первых же звуков - мощного аккорда всех пяти инструментов и
взлетающей вверх стайки рояльных арпеджий - слушатель попадает в светлый мир
бодрости и веселья. Молодой, упругой силой веет от музыки первой части
квинтета. Она мчится потоком бурлящих пассажей рояля, с благородной
сдержанностью, величаво выступает в красивой, округлой и выразительной теме
струнных, стремится вперед в быстром и безостановочном беге наперегонки, в
котором с озорной шутливостью состязаются фортепьяно и струнные.
Вторая часть контрастна первой, она нетороплива и мечтательна. Но
мечтательность ее далека от грусти. Это спокойное, безмятежное раздумье.
Певучие, широкие темы сменяют одна другую, как бы соревнуясь в изяществе и
красоте. Вдруг у рояля возникает грациозная, игриво-шаловливая мелодия и
уступает место напевной, задумчивой теме скрипки и виолончели. И снова
слушателем завладевают мечты, широкие, безмерные, ничем не омрачаемые.
Третья часть - скерцо, живое, броское, полное движения. Оно прерывается
лишь на короткое время медленным средним эпизодом.
И вот, наконец, пришла четвертая часть, а с нею и песня "Форель". Ее
мелодия плавно вплывает, влекомая скрипкой. Это та же самая песня,
незамысловатая и бесхитростная "Форель". Наивная и простодушная, ничуть не
измененная. И лишь потом, после того, как скрипка изложила ее мелодию,
подобно разноцветному, восхищающему глаз фейерверку, вспыхивают вариации. Их
много, и каждая прелестнее и изобретательнее другой. Тема "Форели" меняется
на глазах, являясь в разных красках и обличьях. Она подобна стогу сена в
разное время дня. На заре он - один, в полдень - другой, в сиреневых
сумерках - третий. И вместе с тем он в сути своей все тот же.
Завершает квинтет пятая часть - искрометный, брызжущий радостью финал,
выдержанный в духе народного танца.
"Фореллен-квинтет" - это сама юность, неугомонная, бурливая, полная
нерасплесканных сил.
Но бывало и по-другому. Случалось, что он сам переписывал песню и дарил
авторскую копию кому-либо из близких. Так получилось с "Форелью". Ее копию
Шуберт сделал для Иосифа Хюттенбреннера и, переписывая, залил бумагу
чернилами. На автографе застыла огромная клякса, а на полях появилась
извиняющаяся надпись:
"Только что я хотел посыпать лист песком, но в спешке, к тому же
несколько сонный, схватил чернильницу и преспокойно опорожнил на бумагу.
Какое несчастье!"
"Форель" дошла и до города Штейра. И очаровала местного промышленника и
страстного любителя музыки Сильвестра Паумгартнера. Целыми днями одолевал он
Фогля и Шуберта просьбами снова и снова исполнить "эту божественную песню".
В отличие от скупого на пение Фогля Шуберт был щедр. Особенно если мог
сделать людям приятное.
Для Паумгартнера написан знаменитый "Фореллен-квинтет" для фортепьяно,
скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Он состоит из пяти частей. Каждая -
чудо музыкального искусства, а все вместе - неувядаемый шедевр его.
С первых же звуков - мощного аккорда всех пяти инструментов и
взлетающей вверх стайки рояльных арпеджий - слушатель попадает в светлый мир
бодрости и веселья. Молодой, упругой силой веет от музыки первой части
квинтета. Она мчится потоком бурлящих пассажей рояля, с благородной
сдержанностью, величаво выступает в красивой, округлой и выразительной теме
струнных, стремится вперед в быстром и безостановочном беге наперегонки, в
котором с озорной шутливостью состязаются фортепьяно и струнные.
Вторая часть контрастна первой, она нетороплива и мечтательна. Но
мечтательность ее далека от грусти. Это спокойное, безмятежное раздумье.
Певучие, широкие темы сменяют одна другую, как бы соревнуясь в изяществе и
красоте. Вдруг у рояля возникает грациозная, игриво-шаловливая мелодия и
уступает место напевной, задумчивой теме скрипки и виолончели. И снова
слушателем завладевают мечты, широкие, безмерные, ничем не омрачаемые.
Третья часть - скерцо, живое, броское, полное движения. Оно прерывается
лишь на короткое время медленным средним эпизодом.
И вот, наконец, пришла четвертая часть, а с нею и песня "Форель". Ее
мелодия плавно вплывает, влекомая скрипкой. Это та же самая песня,
незамысловатая и бесхитростная "Форель". Наивная и простодушная, ничуть не
измененная. И лишь потом, после того, как скрипка изложила ее мелодию,
подобно разноцветному, восхищающему глаз фейерверку, вспыхивают вариации. Их
много, и каждая прелестнее и изобретательнее другой. Тема "Форели" меняется
на глазах, являясь в разных красках и обличьях. Она подобна стогу сена в
разное время дня. На заре он - один, в полдень - другой, в сиреневых
сумерках - третий. И вместе с тем он в сути своей все тот же.
Завершает квинтет пятая часть - искрометный, брызжущий радостью финал,
выдержанный в духе народного танца.
"Фореллен-квинтет" - это сама юность, неугомонная, бурливая, полная
нерасплесканных сил.
Борис Кремнев
Комментариев нет:
Отправить комментарий