Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Franz Schubert / Франц Шуберт. «Форель» / Die Forelle D550

                            Франц Шуберт «Форель»

«Из числа музыки не для театра, не для церкви, не для концерта есть особенно замечательный отдел - романсы и песни для одного голоса с фортепиано. От простой, куплетной формы песни этот род развился до целых маленьких единичных сцен-монологов, допускающих всю страстность и глубину душевной драмы. Этот род музыки великолепно проявился в Германии, в гении Франца Шуберта»,- писал А. Н. Серов.
   Шуберт - «соловей и лебедь песенности». В песне вся его творческая сущность. Именно шубертовская песня является своеобразной границей, отделяющей музыку романтизма от музыки классицизма.
Одна из самых известных песен композитора – «Форель» - написана на стихи близкого друга, немецкого поэта Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта.
По воспоминаниям друзей, Шуберт, сочинив эту песню, в тот же день принёс её на суд слушателей. Песню с величайшим удовольствием повторили несколько раз и признали, что это «одно из наиболее грациозных и нежных его произведений».
  В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде. На душе радостно и светло. Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта. Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением песня «Форель» близка народным австрийским и немецким песням. В её оживлённом движении ощущается игривая танцевальность.
Мелодию украшает изящный аккомпанемент. Фортепианные пассажи подобны лёгким ритмичным всплескам волн. Они переливаются в прозрачных звуках аккордов, как струи журчащего ручья под лучами солнца.






Christian Friedrich Daniel Schubart

   По заказу промышленника, Сильвестра Паумгартнера , страстного почитателя шубертовских песен,  Шуберт (больше всего на свете любивший доставлять радость людям) написал инструментальный квинтет «Форель» - его красиво называют «Фореллен-квинтет», в четвертой части которого звучит мелодия песни «Форель». Он пожелал, чтобы финал представлял собой вариации на мелодию песни Шуберта «Форель». Состав квинтета: фортепиано, скрипка, альт, виолончель и контрабас.

                                        

Фрагмент из телеспектакля "Неоконченная симфония" (1968) здесь

Передача Михаила Казиника "На подступах к романтизму, или Кое-что о «Форели» здесь

Песни Шуберта в рукописных копиях расходились по стране.
Но бывало и по-другому. Случалось, что он сам переписывал песню и дарил
авторскую копию кому-либо из близких. Так получилось с "Форелью". Ее копию
Шуберт сделал для Иосифа Хюттенбреннера и, переписывая, залил бумагу
чернилами. На автографе застыла огромная клякса, а на полях появилась
извиняющаяся надпись:
"Только что я хотел посыпать лист песком, но в спешке, к тому же
несколько сонный, схватил чернильницу и преспокойно опорожнил на бумагу.
Какое несчастье!"
"Форель" дошла и до города Штейра. И очаровала местного промышленника и
страстного любителя музыки Сильвестра Паумгартнера. Целыми днями одолевал он
Фогля и Шуберта просьбами снова и снова исполнить "эту божественную песню".
В отличие от скупого на пение Фогля Шуберт был щедр. Особенно если мог
сделать людям приятное.
Для Паумгартнера написан знаменитый "Фореллен-квинтет" для фортепьяно,
скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Он состоит из пяти частей. Каждая -
чудо музыкального искусства, а все вместе - неувядаемый шедевр его.
С первых же звуков - мощного аккорда всех пяти инструментов и
взлетающей вверх стайки рояльных арпеджий - слушатель попадает в светлый мир
бодрости и веселья. Молодой, упругой силой веет от музыки первой части
квинтета. Она мчится потоком бурлящих пассажей рояля, с благородной
сдержанностью, величаво выступает в красивой, округлой и выразительной теме
струнных, стремится вперед в быстром и безостановочном беге наперегонки, в
котором с озорной шутливостью состязаются фортепьяно и струнные.
Вторая часть контрастна первой, она нетороплива и мечтательна. Но
мечтательность ее далека от грусти. Это спокойное, безмятежное раздумье.
Певучие, широкие темы сменяют одна другую, как бы соревнуясь в изяществе и
красоте. Вдруг у рояля возникает грациозная, игриво-шаловливая мелодия и
уступает место напевной, задумчивой теме скрипки и виолончели. И снова
слушателем завладевают мечты, широкие, безмерные, ничем не омрачаемые.
Третья часть - скерцо, живое, броское, полное движения. Оно прерывается
лишь на короткое время медленным средним эпизодом.
И вот, наконец, пришла четвертая часть, а с нею и песня "Форель". Ее
мелодия плавно вплывает, влекомая скрипкой. Это та же самая песня,
незамысловатая и бесхитростная "Форель". Наивная и простодушная, ничуть не
измененная. И лишь потом, после того, как скрипка изложила ее мелодию,
подобно разноцветному, восхищающему глаз фейерверку, вспыхивают вариации. Их
много, и каждая прелестнее и изобретательнее другой. Тема "Форели" меняется
на глазах, являясь в разных красках и обличьях. Она подобна стогу сена в
разное время дня. На заре он - один, в полдень - другой, в сиреневых
сумерках - третий. И вместе с тем он в сути своей все тот же.
Завершает квинтет пятая часть - искрометный, брызжущий радостью финал,
выдержанный в духе народного танца.
"Фореллен-квинтет" - это сама юность, неугомонная, бурливая, полная
нерасплесканных сил.
Борис Кремнев


Комментариев нет:

Отправить комментарий