Фредерик Шопен «Полонез» (ля мажор), op.40 №1
Предок полонеза — степенный
польский народный танец-шествие. Попав в шляхетскую — польскую дворянскую —
среду, а также в другие европейские страны, этот танец получил название
«полонез», произведенное от французского слова «роlonaise» — «польский». Сделавшись бальным, танец сильно
видоизменился. Его музыка из четырехдольной сделалась трехдольной с типичной
ритмической фигурой. Сначала бальные
полонезы танцевали только мужчины, придавая им воинственный рыцарский характер.
Потом к танцорам стали присоединяться женщины. Было принято, чтобы бал открывал
полонезом сам хозяин дома в паре с наиболее знатной гостьей.
В конце XVIII — начале XIX века много полонезов
создали польские композиторы — предшественники Шопена. Это, например, Михал
Клеофас Огиньский, один из полонезов которого до сих пор пользуется выдающейся
популярностью. Сочиняли полонезы также Войцех Живный и Юзеф Эльснер — учителя Шопена.
А его собственные полонезы (16) явились непревзойденной вершиной в развитии
этого жанра. Они вдохновлены романтическими помыслами об исторических судьбах
Польши. Таков и получивший большую известность Полонез ля мажор. По своему
характеру он и горделивый, пышно-торжественный, и воинственно-героический,
маршеобразный. Преимущественно аккордовая фактура обладает здесь оркестровой
мощью. В среднем разделе пьесы появляется фанфарная тема, подобная призывному
военному сигналу. В ряде переложений этого Полонеза для различных составов
оркестра она поручается трубе.
Посмотреть можно здесь
National Museum in Poznan
"Polonez Chopina" Теофил Квятковский
ГACО СССР, дирижер Евгений Светланов
Ф. Шопен Полонез Ля мажор
в инструментовке А. Глазунова из сюиты "Шопениана"
Комментариев нет:
Отправить комментарий