Петр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky
«Думка» (русская сельская сцена для фортепиано), Op. 59,1886
В 1873 году
Ларош писал о группе появившихся к тому времени в печати фортепианных пьес Чайковского: «...нетрудно
заметить, что талант его не развертывается в них в полном блеске, что г.
Чайковский в мелких пьесах выказывает менее изобретательности, менее огня и
менее искусства, чем в больших сочинениях. Ему нужны роскошные, разнообразные
краски новейшего оркестра и широкий простор симфонических форм; только в этих
обширных и блестящих сферах он чувствует себя дома, а там, где палитра его
становится беднее, он беднеет вместе с палитрой». Несколько далее, однако,
критик смягчает категоричность своего приговора и вносит в него некоторые
оговорки: «Впрочем, в мелодическом отношении те фортепианные пьесы, которые не
представляют виртуозных притязаний, гораздо привлекательнее... многие из
фортепианных пьесок г. Чайковского игрались публично в Москве. Весьма
желательно, чтобы пример московских пианистов нашел побольше подражателей...».
Суждение
Лароша остается, в общем, верным и по отношению к фортепианному творчеству
Чайковского в целом. Чайковский не был «фортепианно мыслящим» композитором: с
чисто пианистической точки зрения его сочинения для фортепиано часто
недостаточно выигрышны и не очень удобны для исполнения. Но они привлекают
свежестью, образностью музыки, простотой и непосредственностью выражения.
Чайковскому принадлежит более ста пьес для фортепиано различного объема и типа,
пользовавшихся широкой популярностью у современников. Многие из этих пьес
заняли прочное место и на концертной эстраде, и в повседневном быту, став
неотъемлемым достоянием домашнего музицирования. Не отличаясь особой
утонченностью пианистической фактуры и оригинальностью приемов изложения, они
привлекали своим выразительным мелодизмом и яркой образностью музыки, связанной
с родными и близкими сердцу композитора картинами русской городской и усадебной
жизни.
Фортепианный
стиль Чайковского соединяет черты шумановской характеристичности и остроты
рисунка с безыскусственной простотой и задушевностью песенно-романсного мелоса.
Основную часть его фортепианных сочинений представляют небольшие и технически
несложные пьесы, рассчитанные на средние любительские возможности. Одна из
серий этих пьес, обозначенная ор. 40, так и озаглавлена «12 пьес
средней трудности». Как правило, это лирические или
характеристически-изобразительные миниатюры в типичных для романтического
пианизма жанрах: Романс, Ноктюрн, Экспромт, Юмореска и т. д. Многие из них
отмечены чертами той интимной «домашности», которая была характерна для
русского пианизма первой половины XIX века, включая и некоторые из глинкинских
фортепианных сочинений. Такой простотой и непосредственностью выражения
отличаются певучие пьесы Чайковского типа песни или романса, в которых мелодия,
находящаяся обычно в верхнем голосе, поддерживается ровным аккордовым или
гармонически фигурированным аккомпанементом с возникающими время от времени
имитациями и свободными подголосками в средних голосах: например, «Песня без
слов» из серии ор. 2 под общим названием «Воспоминание о Гапсале»,
«Романс» ор. 5. К тому же типу принадлежат и два ноктюрна, из
которых особенно привлекает своей мелодической выразительностью и изяществом
фактуры до-диез-минорный ноктюрн ор. 19. Верхний мелодический голос
переносится в репризе трехчастной формы в средний «виолончельный» регистр и
обвивается тонким пассажным орнаментом в правой руке. Таким образом
преодолевается механическая повторность и достигается разнообразие колорита.
Простейшим же образцом пьес этого рода может служить «Грустная песенка»
из ор. 40, в которой мелодия неизменно звучит в верхнем голосе на фоне
равномерного аккордового сопровождения.
Пьесы
скерцозного характера часто вызывают живые конкретные жанровые ассоциации.
Такова, например, остроумная Юмореска ор. 10 с острыми плясовыми ритмами
и имитацией гармошечных переборов с назойливо повторяющимися чередованиями двух
септаккордов или «Русская пляска» ор. 40. Более развернутую жанровую
сценку представляет собой пьеса «В деревне» с двумя контрастирующими
разделами: вступительным Andante sostenuto песенного склада и бойким плясовым
Allegro molto vivace.
Ряд пьес
написан в танцевальных жанрах, опоэтизированных композиторами-романтиками и
освобожденных от своего первоначального прикладного назначения. Это прежде
всего мазурка и особенно излюбленный Чайковским вальс. Ему принадлежит целая
серия разнообразных по характеру фортепианных вальсов: Вальс-каприс,
Вальс-скерцо, Салонный вальс, Сентиментальный вальс, Вальс-безделушка,
шутливо-игрушечный Пятидольный вальс и просто вальсы без дополнительных
определений. В ритме вальса выдержаны и некоторые из пьес, не имеющих этого
обозначения. Среди лучших образцов этого жанра можно назвать два вальса
из серии ор. 40: легкий изящный ля-бемоль-мажорный и меланхолически
чувствительный фа-диез-минорный. Ровное движение верхнего голоса половинными
длительностями, «вопреки» трехдольному размеру, в среднем разделе обоих вальсов
придает музыке особую плавность и певучесть (Подобный же прием характерен и
для ряда вальсовых эпизодов в крупных симфонических и театральных произведениях
Чайковского.).
Издавая свои
фортепианные миниатюры, как правило, сериями по шесть, двенадцать (ор. 40) и
даже восемнадцать (ор. 72) в каждой, Чайковский большей частью не стремился к
их внутреннему единству и группировал в одной серии весьма разнородные по
характеру и по жанру пьесы. Исключением являются два цикла, объединенных общим
замыслом, — «Времена года» и «Детский альбом» (Иной принцип служит
объединяющим началом в цикле «Шесть пьес на одну тему» ор. 19.
На основе простой, но выразительной песенной темы композитор создает ряд
разнохарактерных пьес, включающий прелюдию, фугу, экспромт, похоронный марш,
мазурку и скерцо.).
В сочинениях
более крупного виртуозного плана, рассчитанных на исполнение с концертной
эстрады, Чайковский часто обращается к тому же кругу образов быта или
опоэтизированной танцевальности, которые так широко и разнообразно представлены
в его многочисленных фортепианных миниатюрах, но облекает их в более пышную
блестящую пианистическую форму. К этой группе относится одна из самых ранних
его фортепианных пьес «Русское скерцо», обозначенное op. 1. В
основу этого произведения положена записанная композитором на Украине народная
песня (Среди известных по записям украинских народных песен не обнаружено
полной аналогии данному напеву, но исследователями отмечается ряд близких к
нему образцов. Та же песня была ранее использована Чайковским в первой части
неоконченного струнного квартета в качестве темы главной партии. Но в «Русском
скерцо» композитор излагает мелодию вдвое более краткими длительностями, из-за
чего плавный лирический напев приобретает характер бойкой плясовой песни.
Материал вступительного Adagio misterioso квартета в несколько измененном виде
положен в основу среднего раздела скерцо.), которую он развивает
преимущественно с помощью вариационного метода. В некоторых используемых Чайковским
приемах сказывается очевидное влияние глинкинской «Камаринской». Тема звучит
вначале легко и прозрачно, сопровождаемая только скромным подголоском, но
затем, по мере вступления новых голосов, фактура постепенно уплотняется,
становится все более грузной и массивной. Ларош не без основания упрекал
композитора за недостаточное соответствие ее светлому грациозному характеру
народной мелодии: «Некоторые из его вариаций, сделанные на манер Глинки,
интересны и благозвучны, но большая часть их основана на таких виртуозных
приемах (октавы, прыжки целыми аккордами, martellato), которые имеют своим
последствием грозные раскаты фортепианных громов, отнюдь не подходящих к
характеру песни...».
Более широко
задуманную жанровую сцену представляет собой написанная почти двумя
десятилетиями позже «Думка» (1886) — род русско-украинской рапсодии , в
основу которой положены оригинальные авторские темы народно-песенного и
плясового характера, расцвечиваемые с помощью разнообразных приемов виртуозной
фортепианной техники.
К той же
группе произведений надо отнести и ряд пьес из последнего фортепианного
цикла Чайковского ор. 72, написанного летом 1893 года. Среди
входящих в состав этого опуса восемнадцати пьес, различных по своему характеру
и степени трудности, мы находим такие прекрасные образцы углубленной
патетической лирики композитора, как «Размышление», меткие характеристические
зарисовки шумановского типа (например, «Резвушка»), сочные, колоритные жанровые
сценки из народной жизни («Сельский отзвук», «Приглашение к трепаку»),
блестящий виртуозный «Концертный полонез» и ряд других.
Самое
крупное и значительное по широте и содержательности замысла из сольных
фортепианных произведений Чайковского — Большая соната соль мажор, написанная в 1878 году.
Ю. Келдыш
Комментариев нет:
Отправить комментарий