Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky
50 русских народных песен (избранное)
Johannes Brahms / Иоганнес Брамс, Symphony No.3, Op.90, III. Poco allegretto
Дата рождения: 7 мая
1840
Место рождения: Воткинск (близ Вятки)
Страна: Россия
Дата смерти: 6 ноября 1893
Место рождения: Воткинск (близ Вятки)
Страна: Россия
Дата смерти: 6 ноября 1893
Пётр Ильич Чайковский —
русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкальный
критик. Автор 76 опусов, 10 опер, 3 балетов. Его концерты и другие опусы для
фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре
сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая
красавица», «Щелкунчик» представляют ценный вклад в мировую музыкальную
культуру.
Чайковский родился в
селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск,
Удмуртия). Его отец был начальником Камско-Воткинского сталелитейного завода.
Пётр был вторым ребёнком в семье. Родители Чайковского любили музыку. Его мать
играла на фортепиано и пела. В 1849 г. семья переехала в город Алапаевск, а в
1850 г. — в Санкт-Петербург. В 1850 г. родители отправляют Чайковского в
Императорское училище правоведения. В 1852 г., поступив в училище, он начал
серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был
известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. Окончив училище в 1859
г., Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в
Министерстве юстиции. В свободное от службы время он посещает оперный театр,
где на него сильное впечатление оказывают постановки опер Моцарта и Глинки. В
1861 г. он поступает в Музыкальные классы Русского музыкального общества, а
после преобразования их в 1862 г. в Петербургскую консерваторию становится
одним из первых её студентов по классу композиции. Учителями Чайковского в
консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич
Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросает службу и целиком
посвящает себя музыке.
В 1865 г. Чайковский
окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду
Шиллера «К радости». Другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе
Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу
«Воевода». Сразу после окончания консерватории по приглашению Николая
Рубинштейна Чайковский переезжает в Москву, где получает место профессора классов
свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной
консерватории.
В 1868 г. Чайковский
впервые выступает в печати как музыкальный критик и знакомится с группой
петербургских композиторов - членов «Могучей кучки». У Чайковского проявляется
интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия
Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по трагедии Шекспира
(1869 г.), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии
«Буря» (1873 г.).
1870-е годы в
творчестве Чайковского ? период напряжённых исканий. Композитора привлекают
историческое прошлое России, тема человеческой судьбы. В это время он пишет
такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме
Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии,
фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему
рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. В 1872-1876
гг. Чайковский работает как музыкальный критик в газете «Русские ведомости».
20 февраля 1877 г.
постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» (либретто В. Бегичева и В.
Гельцера).
17 марта 1879 г. первое
представление оперы «Евгений Онегин» в московской консерватории.
В 1879 г. написана
опера «Орлеанская дева» (либретто самого композитора).
В конце 70-х гг.
Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением
творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. В течение нескольких лет
жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии, а также
в Каменке у своей сестры). В эти годы немаловажными для Чайковского были
материальная поддержка и переписка с Н. Ф. фон Мекк.
В середине 80-х гг.
Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885
г. избран директором Московского отделения РМО. С 1885 г. постоянно жил в
Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 г. — в
самом Клину, где после смерти композитора открыт мемориальный дом-музей. С
конца 1880-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные
поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими
музыкантами (Ханс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур
Никиш, Камиль Сен-Санс).
3 февраля 1884 г. в
Большой театре (Москва) премьера оперы «Мазепа» (либретто В. П. Буренина по
поэме Пушкина «Полтава»).
19 января 1887 г. в
Москве в Большом театре поставлена опера «Черевички», переработка оперы «Кузнец
Вакула» (либретто Я. П. Полонского по повести «Ночь перед Рождеством» Н. В.
Гоголя).
3 января 1890 г.
премьера в Мариинском театре балета «Спящая красавица» (либретто И. А.
Всеволожского).
7 декабря 1890 г. в
Мариинском театре поставлена опера «Пиковая дама» (либретто брата композитора
Модеста с участием композитора, по повести Пушкина, с использованием стихов К.
Н. Батюшкова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, П. М. Карабанова и К. Ф.
Рылеева),
В 1891 г. написана
опера «Иоланта» (либретто М. И. Чайковского по драме X. Герца «Дочь короля
Рене»). 6 декабря 1892 г. премьера в Мариинском театре в Петербурге оперы
«Иоланта» вместе с балетом «Щелкунчик» (либретто М. И. Петипа по сказке Э. Т.
Гофмана).
Весной 1891 г. П. И.
Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с
сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии.
16 октября 1893 г. —
последнее выступление — он дирижировал в первый раз своей Шестой симфонией. В
результате заболевания холерой композитор скончался 25 октября (6 ноября) 1893
г. в Санкт-Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе
мастеров искусств.
В творчестве
Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все
музыкальные жанры. Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает
образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются
произведения русской и мировой литературы — А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя,
Шекспира и Данте. В музыке Чайковского нашли отражение глубокие процессы
духовной жизни.
Иоганнес
Брамс (нем. Johannes Brahms; 7 мая 1833, Гамбург — 3 апреля 1897,
Вена) — немецкий композитор и пианист, один из главных представителей
периода романтизма.
Вступив
в музыкальную жизнь как преемник Р. Шумана в романтизме, И. Брамс шел по пути
широкого и индивидуального претворения традиций разных эпох немецко-австрийской
музыки и немецкой культуры в целом. В период развития новых жанров программной
и театральной музыки (у Ф. Листа, Р. Вагнера) Брамс, обращавшийся в основном к
классическим инструментальным формам и жанрам, как бы доказал их жизнеспособность
и перспективность, обогатив их мастерством и мироощущением современного
художника. Не менее значительны и вокальные сочинения (сольные, ансамблевые,
хоровые), в которых особенно ощущается диапазон охвата традиции — от опыта
мастеров эпохи Возрождения до современной бытовой музыки и романтической
лирики.
Брамс
родился в музыкальной семье. Его отец, прошедший трудный путь от бродячего
музыканта-ремесленника до контрабасиста Гамбургского филармонического оркестра,
дал сыну первоначальные навыки игры на различных струнных и духовых
инструментах, но Иоганнеса больше привлекало фортепиано. Успехи в занятиях с Ф.
Косселем (позднее — с известным педагогом Э. Марксеном) позволили ему в 10 лет
принять участие в камерном ансамбле, а в 15 — дать сольный концерт. С ранних
лет Брамс помогал отцу содержать семью, играя на фортепиано в портовых
кабачках, делая аранжировки для издателя Кранца, работая пианистом в оперном
театре и т. п. До отъезда из Гамбурга (апрель 1853) в гастрольную поездку с
венгерским скрипачом Э. Ременьи (из исполнявшихся в концертах народных напевов
родились впоследствии знаменитые «Венгерские танцы» для фортепиано в 4 и в 2
руки) он был уже автором многочисленных сочинений в различных жанрах, большей
частью уничтоженных.
Первые
же изданные сочинения (3 сонаты и скерцо для фортепиано, песни) обнаружили
раннюю творческую зрелость двадцатилетнего композитора. Они вызвали восхищение
Шумана, встреча с которым осенью 1853 г. в Дюссельдорфе определила всю
последующую жизнь Брамса. Музыка Шумана (ее влияние особенно непосредственно
сказалось в Третьей сонате — 1853, в Вариациях на тему Шумана — 1854 и в
последней из четырех баллад — 1854), вся атмосфера его дома, близость
художественных интересов (в юности Брамс, как и Шуман, увлекался романтической
литературой — Жан-Полем, Т. А. Гофманом, И Эйхендорфом и др.) оказали огромное
воздействие на молодого композитора. Вместе с тем ответственность за судьбы
немецкой музыки, как бы возложенная Шуманом на Брамса (он рекомендовал его
лейпцигским издателям, написал о нем восторженную статью «Новые пути»),
последовавшая вскоре катастрофа (попытка самоубийства, предпринятая Шуманом в
1854 г., его пребывание в лечебнице для душевнобольных, где Брамс навещал его,
наконец, смерть Шумана в 1856 г.), романтическое чувство страстной
привязанности к Кларе Шуман, которой Брамс преданно помогал в эти тяжелые дни,
— все это обострило драматическую напряженность брамсовской музыки, ее бурную
стихийность (Первый концерт для фортепиано с оркестром — 1854-59; эскизы Первой
симфонии, Третьего фортепианного квартета, завершенных значительно позднее).
По
складу мышления Брамсу в то же время было изначально присуще стремление к
объективности, к строгой логической упорядоченности, свойственное искусству
классиков. Эти черты особенно укрепились с переездом Брамса в Детмольд (1857),
где он занял должность музыканта при княжеском дворе, руководил хором, изучал
партитуры старых мастеров, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, Й. Гайдна и В. А.
Моцарта, создавал произведения в жанрах, характерных для музыки XVIII в. (2
оркестровые серенады — 1857-59, хоровые сочинения). Интересу к хоровой музыке
способствовали и занятия с любительским женским хором в Гамбурге, куда Брамс
вернулся в 1860 г. (он был очень привязан к родителям и родному городу, но так
и не получил там постоянного места работы, удовлетворявшего его стремлениям).
Итогом творчества 50-х — начала 60-х гг. стали камерные ансамбли с участием
фортепиано — масштабные произведения, как бы заменявшие Брамсу симфонии (2
квартета — 1862, Квинтет — 1864), а также вариационные циклы (Вариации и фуга
на тему Генделя — 1861, 2 тетради Вариаций на тему Паганини — 1862-63) —
замечательные образцы его фортепианного стиля.
В
1862 г. Брамс едет в Вену, где постепенно обосновывается на постоянное
жительство. Данью венской (в т. ч. шубертовской) традиции бытовой музыки стали
вальсы для фортепиано в 4 и в 2 руки (1867), а также «Песни любви» (1869) и
«Новые песни любви» (1874) — вальсы для фортепиано в 4 руки и вокального
квартета, где Брамс иногда соприкасается со стилем «короля вальсов» — И.
Штрауса (сына), музыку которого он высоко ценил. Брамс приобретает известность
и как пианист (выступал с 1854 г., особенно охотно исполнял партию фортепиано в
собственных камерных ансамблях, играл Баха, Бетховена, Шумана, свои произведения,
аккомпанировал певцам, ездил в немецкую Швейцарию, Данию, Голландию, Венгрию, в
разные немецкие города), а после исполнения в 1868 г. в Бремене «Немецкого
реквиема» — самого крупного своего сочинения (для хора, солистов и оркестра на
тексты из Библии) — и как композитор. Укреплению авторитета Брамса в Вене
способствовала его деятельность руководителя хора Певческой академии (1863-64),
а затем — хора и оркестра Общества любителей музыки (1872-75). Интенсивной была
деятельность Брамса по редактированию фортепианных произведений В. Ф. Баха, Ф.
Куперена, Ф. Шопена, Р. Шумана для издательства Брейткопф и Хертель. Он
способствовал изданию произведений А. Дворжака — тогда еще мало известного
композитора, обязанного Брамсу горячей поддержкой и участием в его судьбе.
Полная
творческая зрелость ознаменовалась обращением Брамса и симфонии (Первая — 1876,
Вторая — 1877, Третья — 1883, Четвертая — 1884-85). На подступах к
осуществлению этого главного дела своей жизни Брамс оттачивает мастерство в
трех струнных квартетах (Первый, Второй — 1873, Третий — 1875), в оркестровых
Вариациях на тему Гайдна (1873). Близкие симфониям образы воплощаются в «Песне
судьбы» (по Ф. Гельдерлину, 1868-71) и в «Песне парок» (по И. В. Гете, 1882).
Светлая и вдохновенная гармония Концерта для скрипки с оркестром (1878) и
Второго концерта для фортепиано с оркестром (1881) отразила впечатления от
поездок в Италию. С ее природой, так же как и с природой Австрии, Швейцарии,
Германии (Брамс обычно сочинял в летние месяцы), — связаны замыслы многих
произведений Брамса. Их распространению в Германии и за ее пределами
способствовала деятельность выдающихся исполнителей: Г. Бюлова — дирижера
одного из лучших в Германии Мейнингенского оркестра; скрипача И. Иоахима
(ближайшего друга Брамса) — руководителя квартета и солиста; певца Ю.
Штокхаузена и др. Камерные ансамбли разных составов (3 сонаты для скрипки и
фортепиано — 1878-79, 1886, 1886-88; Вторая соната для виолончели и фортепиано
— 1886; 2 трио для скрипки, виолончели и фортепиано — 1880-82, 1886; 2 струнных
квинтета — 1882, 1890), Концерт для скрипки и виолончели с оркестром (1887),
произведения для хора a cappella явились достойными спутниками симфоний. Эти
сочинения конца 80-х гг. подготовили переход к позднему периоду творчества, отмеченному
господством камерных жанров.
Очень
требовательный к себе, Брамс, боясь истощения творческой фантазии, думал о
прекращении композиторской деятельности. Однако встреча весной 1891 г. с
кларнетистом Мейнингенского оркестра Р. Мюльфельдом побудила его к созданию
Трио, Квинтета (1891), а затем и двух сонат (1894) с участием кларнета.
Параллельно Брамс пишет 20 фортепианных пьес (ор. 116-119), ставших вместе с
кларнетовыми ансамблями итогом творческих исканий композитора. Особенно это
относится к Квинтету и к фортепианным интермеццо — «сердца горестным заметам»,
соединившим строгость и доверительность лирического высказывания, изысканность
и простоту письма, всепроникающую напевность интонаций. Изданный в 1894 г.
сборник «49 немецких народных песен» (для голоса с фортепиано) явился
свидетельством постоянного внимания Брамса к народной песне — его этическому и
эстетическому идеалу. Обработками немецких народных песен (в т. ч. и для хора a
cappella) Брамс занимался в течение всей жизни, интересовался он и славянскими
(чешскими, словацкими, сербскими) напевами, воссоздавал их характер в своих
песнях на народные тексты. «Четыре строгих напева» для голоса с фортепиано (род
сольной кантаты на тексты из Библии, 1895) и 11 хоральных органных прелюдий
(1896) дополнили «духовное завещание» композитора обращением к жанрам и
художественным средствам баховской эпохи, столь же близким строю его музыки,
как и народно-бытовые жанры.
В своей
музыке Брамс создал правдивую и сложную картину жизни человеческого духа —
бурного во внезапных порывах, стойкого и мужественного во внутреннем
преодолении препятствий, веселого и жизнерадостного, элегически мягкого и порой
усталого, мудрого и строгого, нежного и душевно отзывчивого. Тяга к позитивному
разрешению конфликтов, к опоре на устойчивые и вечные ценности человеческой
жизни, которые Брамс видел в природе, народной песне, в искусстве великих
мастеров прошлого, в культурной традиции своей родины, в простых людских
радостях, постоянно сочетается в его музыке с ощущением недостижимости гармонии,
нарастающих трагических противоречий. 4 симфонии Брамса отражают разные аспекты
его мироощущения. В Первой — прямой наследнице бетховенского симфонизма —
острота сразу же вспыхивающих драматических коллизий разрешается в радостном
гимническом финале. Вторую симфонию, истинно венскую (у ее истоков — Гайдн и
Шуберт), можно было бы назвать «симфонией радости». Третья — самая романтичная
из всего цикла — проходит путь от восторженного упоения жизнью к мрачной
тревоге и драматизму, внезапно отступающим перед «вечной красой» природы,
светлого и ясного утра. Четвертая симфония — венец брамсовского симфонизма —
развивается, по определению И. Соллертинского, «от элегии к трагедии». Величие
возводимых Брамсом — крупнейшим симфонистом второй половины XIX в. — зданий не
исключает общей глубокой лиричности тона, присущей всем симфониям и являющейся
«главной тональностью» его музыки.
Е. Царёва
Комментариев нет:
Отправить комментарий