Петр Ильич Чайковский
2 пьесы. Юмореска. Op.10, No2
1.Nocturne (Ноктюрн)
Andante cantabile (F major)
2. Humoresque (Юмореска)
Allegretto scherzando (G major)
В 1873 году Ларош писал о группе появившихся к тому времени в печати фортепианных пьес Чайковского: «...нетрудно заметить, что талант его не развертывается в них в полном блеске, что г. Чайковский в мелких пьесах выказывает менее изобретательности, менее огня и менее искусства, чем в больших сочинениях. Ему нужны роскошные, разнообразные краски новейшего оркестра и широкий простор симфонических форм; только в этих обширных и блестящих сферах он чувствует себя дома, а там, где палитра его становится беднее, он беднеет вместе с палитрой». Несколько далее, однако, критик смягчает категоричность своего приговора и вносит в него некоторые оговорки: «Впрочем, в мелодическом отношении те фортепианные пьесы, которые не представляют виртуозных притязаний, гораздо привлекательнее... многие из фортепианных пьесок г. Чайковского игрались публично в Москве. Весьма желательно, чтобы пример московских пианистов нашел побольше подражателей...».
Пьесы скерцозного характера часто вызывают живые конкретные жанровые ассоциации. Такова, например, остроумная Юмореска ор. 10 с острыми плясовыми ритмами и имитацией гармошечных переборов с назойливо повторяющимися чередованиями двух септаккордов .
2 пьесы. Юмореска. Op.10, No2
1.Nocturne (Ноктюрн)
Andante cantabile (F major)
2. Humoresque (Юмореска)
Allegretto scherzando (G major)
В 1873 году Ларош писал о группе появившихся к тому времени в печати фортепианных пьес Чайковского: «...нетрудно заметить, что талант его не развертывается в них в полном блеске, что г. Чайковский в мелких пьесах выказывает менее изобретательности, менее огня и менее искусства, чем в больших сочинениях. Ему нужны роскошные, разнообразные краски новейшего оркестра и широкий простор симфонических форм; только в этих обширных и блестящих сферах он чувствует себя дома, а там, где палитра его становится беднее, он беднеет вместе с палитрой». Несколько далее, однако, критик смягчает категоричность своего приговора и вносит в него некоторые оговорки: «Впрочем, в мелодическом отношении те фортепианные пьесы, которые не представляют виртуозных притязаний, гораздо привлекательнее... многие из фортепианных пьесок г. Чайковского игрались публично в Москве. Весьма желательно, чтобы пример московских пианистов нашел побольше подражателей...».
Суждение
Лароша остается, в общем, верным и по отношению к фортепианному творчеству
Чайковского в целом. Чайковский не был «фортепианно мыслящим» композитором: с
чисто пианистической точки зрения его сочинения для фортепиано часто
недостаточно выигрышны и не очень удобны для исполнения. Но они привлекают
свежестью, образностью музыки, простотой и непосредственностью выражения.
Чайковскому принадлежит более ста пьес для фортепиано различного объема и типа,
пользовавшихся широкой популярностью у современников. Многие из этих пьес
заняли прочное место и на концертной эстраде, и в повседневном быту, став
неотъемлемым достоянием домашнего музицирования. Не отличаясь особой
утонченностью пианистической фактуры и оригинальностью приемов изложения, они
привлекали своим выразительным мелодизмом и яркой образностью музыки, связанной
с родными и близкими сердцу композитора картинами русской городской и усадебной
жизни.
Фортепианный стиль Чайковского соединяет черты
шумановской характеристичности и остроты рисунка с безыскусственной простотой и
задушевностью песенно-романсного мелоса. Основную часть его фортепианных
сочинений представляют небольшие и технически несложные пьесы, рассчитанные на
средние любительские возможности. Пьесы скерцозного характера часто вызывают живые конкретные жанровые ассоциации. Такова, например, остроумная Юмореска ор. 10 с острыми плясовыми ритмами и имитацией гармошечных переборов с назойливо повторяющимися чередованиями двух септаккордов .
Комментариев нет:
Отправить комментарий