Johann Sebastian Bach / Иоганн Себастьян Бах
Partita No2 in C minor, BWV 826, I Sinfonia (Grave, Adagio)
Partita No2 in C minor, BWV 826, I Sinfonia (Grave, Adagio)
На
протяжении почти всей своей композиторской деятельности Бах неустанно работал
над сюитой, углубляя ее содержание, совершенствуя ее формы. Произведения в этом
жанре он писал для сольных инструментов (клавесина, скрипки) и для различных
инструментальных составов.
Кроме
отдельных сочинений, близких сюите, Баху принадлежат три сборника клавирных
сюит, по шести в каждом: шесть Французских, шесть Английских, шесть партит. (Шесть
партит вошли в первую часть «Klavierübung», которая относится к 1726—1730
годам. Седьмая партита и Итальянский концерт вошли во вторую часть «Klavierübung»,
появившуюся а 1735 году.)
Происхождение
и смысл названий сюит точно не установлены. Существует предположение, что Французские
сюиты были названы так потому, что они наиболее близки к типу сюит и манере
письма французских клавесинистов. Английские написаны были якобы по заказу
некоего англичанина.
Шесть партит,
вошедшие в первую и вторую части «Klavierübung», свидетельствуют о дальнейшей
эволюции жанра. Сохраняя схему прежней сюиты лишь в самых общих чертах, Бах
дает ей гораздо более свободную интерпретацию и индивидуальное решение для
каждого цикла. Вначале — вступительная пьеса, но почти всякий раз — иная: то
легкая, подвижная прелюдия, то торжественная увертюра или симфония, то
мелодически фигурированная фантазия-дуэт или, наконец, токката
органно-импровизационного стиля. Большинство этих пьес написаны с размахом,
блеском, контрастными сменами движений и фактуры; это придает характер
концертности, а в увертюрах привносит даже «театральный» нюанс. Как и в
некоторых Английских сюитах, сарабанды партит интерпретированы в виде
лирических adagio в кантабильно-декламационной манере. Особенно в Первой и
Четвертой партитах их мелос большого дыхания наполнен баховской экспрессией
самого высокого пафоса. Зато все остальное стало пестрее, легче, свободнее.
Круг «дивертисментных» номеров расширился, в нем появились совершенно новые
пьесы демонстративно-нетанцевального плана: рондо, каприччо, бурлеска, скерцо,
«Эхо». Порядок, в котором танцы следовали друг за другом, в некоторых партитах
нарушился, легкие номера окружили сарабанду, и на этом фоне она зазвучала еще
значительнее. Полифоническая жига потеряла свое амплуа «облигатного финала». В
первой партите она совсем миниатюрна и уже не полифонна. Во второй партите ее
вовсе нет. Седьмой цикл Бах назвал не партитой или сюитой, но Увертюрой во
французском стиле. В нем отсутствует традиционная аллеманда, а заключает его не
жига, а маленькое поэтически-игривое «Эхо». Это партита без финала. Здесь Бах
окончательно отходит от традиций XVII века.
К.
Розеншильд
Комментариев нет:
Отправить комментарий