Fritz Kreisler / Фриц Крейслер
Syncopation / Синкопы
Eduard Gärtner, Transcribed by Fritz Kreisler , 'Viennese Melody'
Кто слышал
хотя бы одно произведение Пуньяни, Картье, Франкера, Порпоры, Луи Куперена,
падре Мартини или Стамица прежде, чем я начал писать под их именами? Они жили
лишь на страницах музыкальных лексиконов, а их сочинения пребывали в забвении в
стенах монастырей или пылились на полках библиотек. Эти имена были не более чем
пустыми раковинами, старыми, забытыми плащами, которыми я воспользовался, чтобы
скрыть свою собственную личность.
Ф. Клейслер
Syncopation / Синкопы
Eduard Gärtner, Transcribed by Fritz Kreisler , 'Viennese Melody'
Ф. Клейслер
Ф. Крейслер
— последний скрипач-художник, в творчестве которого продолжали развиваться
традиции виртуозно-романтического искусства XIX в., преломленные через призму
мировоззрения новой эпохи. Он во многом предвосхитил интерпретаторские
тенденции сегодняшнего дня, тяготеющие к большей свободе и субъективизации
трактовки. Продолжая традиции Штраусов, И. Лайнера, венского городского
фольклора, Крейслер создал многочисленные скрипичные шедевры и обработки,
широко популярные на эстраде.
Крейслер
родился в семье врача, скрипача-любителя. С детства он слышал в доме квартет,
возглавляемый отцом. Здесь бывали композитор К. Гольдберг, 3. Фрейд и другие
видные деятели Вены. С четырех лет Крейслер занимается у отца, затем у Ф.
Обера. Уже в 7 лет он поступает в Венскую консерваторию к И. Хельбесбергеру.
Тогда же состоялось первое выступление юного музыканта в концерте К. Патти. По
теории композиции Крейслер занимается у А. Брукнера и уже в 8 лет сочиняет
струнный квартет. Огромное впечатление производят на него выступления А. Рубинштейна,
И. Иоахима, П. Сарасате. В 9 лет Крейслер с золотой медалью оканчивает Венскую
консерваторию. С успехом проходят его концерты. Но отец хочет дать ему более
серьезную школу. И Крейслер вновь поступает в консерваторию, но уже теперь в
Париже. Его учителем по скрипке становится Ж. Массар (учитель Г. Венявского), а
по композиции Л. Делиб, определивший его стиль композиции. И здесь через 2 года
Крейслер получает золотую медаль. Двенадцатилетним мальчиком вместе с учеником
Ф. Листа М. Розенталем он совершает гастрольную поездку по США, дебютируя в
Бостоне концертом Ф. Мендельсона.
Несмотря на
большой успех маленького вундеркинда, отец настаивает на полном гуманитарном
образовании. Крейслер оставляет скрипку и поступает в гимназию. В
восемнадцатилетнем возрасте он выезжает на гастроли в Россию. Но, вернувшись,
поступает в медицинский институт, сочиняет военные марши, играет в тирольском
ансамбле с А. Шенбергом, знакомится с И. Брамсом и участвует в первом
исполнении его квартета. Наконец, Крейслер решается держать конкурс в группу
вторых скрипок Венской оперы. И — полный провал! Обескураженный артист решает
навсегда бросить скрипку. Кризис миновал лишь в 1896 г., когда Крейслер
предпринимает второе турне по России, ставшее началом его яркой артистической
карьеры. Затем с огромным успехом проходят его концерты в Берлине под
управлением А. Никиша. Здесь же произошла встреча с Э. Изаи, во многом
повлиявшая на стиль Крейслера-скрипача.
В 1905 г.
Крейслер создает цикл скрипичных пьес «Классические рукописи» — 19 миниатюр,
написанных как подражание классическим произведениям XVIII в. Крейслер, в целях
мистификации, скрыл свое авторство, выдав пьесы как транскрипции. Одновременно
он опубликовал и свои стилизации старинных венских вальсов — «Радость любви»,
«Муки любви», «Прекрасный розмарин», которые подверглись уничтожающей критике и
противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке. Лишь в 1935 г. Крейслер
признался в мистификации, повергнув критиков в шоковое состояние.
Крейслер
неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С.
Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. В годы первой мировой войны он был
призван в армию, под Львовом попал под атаку казаков, был ранен в бедро и долго
лечился. Он уезжает в США, дает концерты, но, как воевавший против России,
подвергается обструкции.
В это время
вместе с венгерским композитором В. Якоби он пишет оперетту «Цветы яблони»,
поставленную в Нью-Йорке в 1919 г. На премьере присутствовали И. Стравинский,
Рахманинов, Э. Варез, Изаи, Я. Хейфец и др.
Крейслер совершает
многочисленные турне по всем странам света, много записывается на пластинки. В
1933г. он создает вторую оперетту Зизи, поставленную в Вене. Репертуар его в
этот период ограничивается классикой, романтикой и собственными миниатюрами. Он
практически не играет современную музыку: «От удушливых газов современной
цивилизации ни один композитор не найдет действенной маски. Не следует
удивляться, слушая музыку молодых людей сегодняшнего дня. Это музыка нашей
эпохи и это закономерно. Музыка не примет другого направления, если
политическое и социальное положение в мире не станет иным».
В 1924-32
гг. Крейслер живет в Берлине, однако в 1933 г. он вынужден из-за фашизма уехать
сначала во Францию, а затем в Америку. Здесь он продолжает выступать и делать
свои обработки. Наиболее интересными из них являются творческие транскрипции
скрипичных концертов Н. Паганини (Первого) и П. Чайковского, пьес Рахманинова,
Н. Римского-Корсакова, А. Дворжака, Ф. Шуберта и др. В 1941 г. Крейслер попал
под машину и год не смог выступать. Последний концерт был им дан в
Карнеги-холле в 1947 г.
Перу
Крейслера принадлежит 55 сочинений и свыше 80 транскрипций и обработок
различных концертов и пьес, представляющих порой коренную творческую
переработку оригинала. Сочинения Крейслера — его скрипичный концерт «Вивальди»,
стилизации старинных мастеров, венские вальсы, такие пьесы, как Речитатив и
Скерцо, «Китайский тамбурин», обработки «Фолии» А. Корелли, «Дьявольской трели»
Дж. Тартини, вариаций «Ведьме» Паганини, каденции к концертам Л. Бетховена и
Брамса — широко исполняются на эстраде, пользуются огромным успехом у
слушателей.
В. Григорьев
Комментариев нет:
Отправить комментарий