Isaac Albéniz / Исаак Альбенис
Suite Española / Испанская сюита No.1 Op.47.No.3 Sevilla (Sevillanas ), No.4 Cadiz (Saeta)
L'Automne-Valse / Осенний вальс, Op.170
Suite Española / Испанская сюита No.1 Op.47.No.3 Sevilla (Sevillanas ), No.4 Cadiz (Saeta)
L'Automne-Valse / Осенний вальс, Op.170
Возвышенную
и необычайную музыкальную интуицию Альбениса можно было сравнить с чашей, до
краев наполненной чистым вином, согретым средиземноморским солнцем.
Ф. Педрель
Исаак Альбенис
(исп. Isaac Albéniz; 29 мая 1860, Кампродон, Жирона,
Испания — 18 мая 1909, Камбо-ле-Бен, Атлантические Пиренеи,
Франция) — испанский композитор и пианист, один из основоположников
испанской национальной музыкальной школы.Ф. Педрель
Имя И.
Альбениса неразрывно с новым направлением испанской музыки Ренасимьенто,
возникшего на рубеже XIX-XX вв. Вдохновителем этого движения был Ф. Педрель,
ратовавший за возрождение испанской национальной культуры. Первые классические
образцы новой испанской музыки создали Альбенис и Э. Гранадос, а творчество М.
де Фальи стало вершиной этого направления. Ренасимьенто охватило всю
художественную жизнь страны. В нем участвовали писатели, поэты, художники: Р.
Валье-Инклан, X. Хименес, А. Мачадо, Р. Пидаль, М. Унамуно. Альбенис родился в
10 километрах от границы с Францией. Исключительные музыкальные способности
позволили ему уже в четырехлетнем возрасте выступать вместе со старшей сестрой
Клементиной в публичном концерте в Барселоне. Именно от сестры мальчик получил
первые сведения о музыке. В 6 лет Альбенис едет в сопровождении матери в Париж,
где берет уроки фортепиано у профессора А. Мармонтеля. В 1868 г. в Мадриде было
опубликовано первое сочинение юного музыканта - «Военный марш» для фортепиано.
В 1869 г.
семья переезжает в Мадрид, и мальчик поступает в консерваторию в класс М.
Мендисабаля. В 10 лет в поисках приключений Альбенис убегает из дома. В Кадисе
его арестовывают и отправляют к родителям, но Альбенису удается попасть на
пароход, идущий в Южную Америку. В Буэнос-Айресе он ведет полную лишений жизнь,
пока один из его земляков не организует ему несколько концертов в Аргентине,
Уругвае и Бразилии.
После
путешествий на Кубу и в США, где Альбенис, чтобы не умереть с голоду, работает
в порту, юноша приезжает в Лейпциг, где занимается в консерватории в классе С.
Ядассона (композиция) и в классе К. Рейнеке (фортепиано). В дальнейшем он
совершенствуется в Брюссельской консерватории — одной из лучших в Европе, по
классу фортепиано у Л. Брассена, а по композиции — у Ф. Геварта.
Огромное
влияние на Альбениса оказала его встреча с Ф. Листом в Будапеште, куда приехал
испанский музыкант. Лист согласился руководить Альбенисом, и одно это являлось
высокой оценкой его дарования. В 80 — начале 90-х гг. Альбенис ведет активную и
успешную концертную деятельность, гастролирует во многих странах Европы
(Германия, Англия, Франция) и Америки (Мексика, Куба). Его блестящий пианизм
привлекает современников красочностью и виртуозным размахом. Испанская пресса в
один голос называла его «испанским Рубинштейном». «Исполняя собственные
сочинения, Альбенис напоминал Рубинштейна», — писал Педрель.
Начиная с
1894 г. композитор живет в Париже, где совершенствуется в области композиции у
таких известных французских композиторов, как П. Дюка и В. д’Энди. У него
складываются тесные контакты с К. Дебюсси, творческая личность которого сильно
повлияла на Альбениса, на его музыку последних лет. В последние годы жизни
Альбенис возглавил движение Ренасимьенто, реализуя в своем творчестве
эстетические принципы Педреля. Лучшие сочинения композитора - образцы подлинно
национального и в то же время самобытного стиля. Альбенис обращается к
популярным песенно-танцевальным жанрам (малагенья, севильяна), воссоздавая в
музыке характерные особенности различных областей Испании. Его музыка вся
пропитана народными вокально-речевыми интонациями.
Из большого
композиторского наследия Альбениса (комическая и лирическая оперы, сарсуэла,
произведения для оркестра, голоса) наибольшую ценность представляет
фортепианная музыка. Обращение к испанскому музыкальному фольклору, этим
«золотым россыпям народного искусства», по выражению композитоpa, оказало
решающее влияние на его творческое развитие. В сочинениях для фортепиано
Альбенис широко использует элементы народной музыки, сочетая их с современными
приемами композиторского письма. В фортепианной фактуре часто слышно звучание
народных инструментов — тамбурина, волынки, особенно гитары. Используя ритмы
песенно-танцевальных жанров Кастилии, Арагона, Басконии и особенно часто
Андалусии, Альбенис редко ограничивается прямым цитированием народных тем.
Лучшие его сочинения: «Испанская сюита», сюита «Испания» ор. 165, цикл
«Испанские напевы» ор. 232, цикл из 12 пьес «Иберия» (1905-07) — образцы
профессиональной музыки нового направления, где национальная основа органично
соединяется с достижениями современного музыкального искусства.
В. Ильева
Комментариев нет:
Отправить комментарий