Считали, что "сольфеджио" - скучный предмет?! Бывая на моей страничке, вы поймете, что это далеко не так.
Что "сольфеджио" бывает интересным и веселым!
Уважаемые коллеги!
Эту страничку я создаю специально для преподавателей теории музыки. Я хочу делиться здесь своими наработками и опытом, для того, чтобы педагоги могли использовать что - то в своей работе.
Я работала в школе более 40 лет . Сольфеджио - мой
любимый предмет.
Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff
Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт
понедельник, 30 мая 2016 г.
Jean Sibelius / Ян Сибелиус.4 Humoresques for Violin and Orchestra, Op. 89 III. Commodo
Jean Sibelius / Ян Сибелиус 4 Humoresques for Violin and Orchestra, Op. 89 III. Commodo
...творить в еще более широких масштабах, продолжать там, где закончили
мои предшественники, создавать искусство современное является не только моим
правом, но и моей обязанностью. Я. Сибелиус
«Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и
без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа», — так писал
о замечательном финском композиторе в 1891 г. его соотечественник, критик К.
Флодин. Творчество Сибелиуса — не только яркая страница в истории музыкальной
культуры Финляндии, известность композитора вышла далеко за пределы его родины.
Расцвет творчества композитора приходится на конец XIX — начало XX в. —
время растущего национально-освободительного и революционного движения в
Финляндии. Это небольшое государство входило в то время в состав Российской
империи и испытывало те же настроения предгрозовой эпохи социальных перемен.
Примечательно, что в Финляндии, как и в России, этот период отмечен подъемом
национального искусства. Сибелиус работал в разных жанрах. Им написаны 7
симфоний, симфонические поэмы, 3 оркестровые сюиты. Концерт для скрипки с
оркестром, 2 струнных квартета, фортепианные квинтеты и трио, камерные
вокальные и инструментальные произведения, музыка к драматическим спектаклям,
но наиболее ярко дарование композитора проявилось в симфонической музыке.
Сибелиус рос в семье, где поощрялись занятия музыкой: сестра
композитора играла на фортепиано, брат — на виолончели, а Ян — сначала на
рояле, а потом на скрипке. Несколько позже именно для этого домашнего ансамбля
были написаны ранние камерные сочинения Сибелиуса. Первым учителем музыки был
капельмейстер местного духового оркестра Густав Левандер. Композиторские
способности у мальчика проявились рано — первую небольшую пьесу Ян написал в
десятилетнем возрасте. Однако, несмотря на серьезные успехи в музыкальных
занятиях, в 1885 г. он становится студентом юридического факультета
университета в Гельсингфорсе. Параллельно он занимается в Музыкальном институте
(мечтая в душе о карьере скрипача-виртуоза) вначале у М. Васильева, а затем у
Г. Чаллата.
Среди юношеских сочинений композитора выделяются произведения романтического
направления, в настроении которых важное место занимают картины природы.
Примечательно, что к юношескому квартету Сибелиус дает эпиграф — написанный им
же самим фантастический северный пейзаж. Образы природы придают особый колорит
и программной сюите «Флорестан» для фортепиано, хотя в центре внимания
композитора — образ героя, влюбленного в прекрасную черноглазую нимфу с
золотыми волосами.
Углублению музыкальных интересов способствовало знакомство Сибелиуса с Р.
Каянусом — образованным музыкантом, дирижером, превосходным знатоком оркестра.
Благодаря ему Сибелиус начинает интересоваться симфонической музыкой,
инструментовкой. Его связывает тесная дружба с Бузони, приглашенным в то время
на педагогическую работу в Музыкальный институт Гельсингфорса. Но, пожалуй,
самое большое значение для композитора имело знакомство с семьей Ярнефельтов (3
брата: Армас — дирижер и композитор, Арвид — писатель, Эро — художник, их
сестра Айно впоследствии стала женой Сибелиуса).
Для совершенствования музыкального образования Сибелиус едет на 2 года за
границу: в Германию и Австрию (1889-91), где совершенствует музыкальное
образование, занимаясь у А. Беккера и К. Гольдмарка. Он внимательно изучает
творчество Р. Вагнера, И. Брамса и А. Брукнера и на всю жизнь становится
приверженцем программной музыки. По словам композитора, «музыка может полностью
проявить свое воздействие только тогда, когда ей дает направление какой-либо
поэтический сюжет, другими словами, когда музыка и поэзия объединены». Этот
вывод рождался именно в тот период, когда композитор анализировал различные
методы композиции, изучал стили и образцы выдающихся достижений европейских
композиторских школ. 29 апреля 1892 г. в Финляндии под управлением автора с
огромным успехом была исполнена поэма «Куллерво» (на сюжет из «Калевалы») для
солистов, хора и симфонического оркестра. Этот день считается днем рождения
финской профессиональной музыки. Сибелиус неоднократно обращался к финскому
эпосу. Поистине всемирную известность принесла композитору сюита «Лемминкяйнен»
для симфонического оркестра.
В конце 90-х гг. Сибелиус создает симфоническую поэму «Финляндия» (1899) и
Первую симфонию (1898-99). В это же время он создает музыку к театральным
спектаклям. Наибольшую известность получила музыка к спектаклю «Куолема» А.
Ярнефельда, в особенности «Грустный вальс» (мать главного героя, умирая, видит
образ своего умершего мужа, который как бы приглашает ее на танец, и под звуки
вальса она умирает). Сибелиус написал также музыку к спектаклям: «Пеллеас и
Мелизанда» М. Метерлинка (1905), «Пир Валтасара» Я. Прокопе (1906), «Белый
лебедь» А. Стриндберга (1908), «Буря» В. Шекспира (1926).
В 1906-07 гг. он посетил Петербург и Москву, где встречался с Н.
Римским-Корсаковым и А. Глазуновым, В 1900-х гг. композитор большое внимание
уделяет симфонической музыке — так, в 1902 г. он пишет Вторую симфонию, а через
год появляется его знаменитый концерт для скрипки с оркестром. Оба произведения
отличаются яркостью музыкального материала, монументальностью формы. Но если в
симфонии преобладают светлые краски, то концерт насыщен драматическими
образами. Причем композитор трактует солирующий инструмент — скрипку — как
инструмент, равнозначный по силе выразительных средств оркестру. Среди
сочинений Сибелиуса 20-х гг. появляется вновь музыка, навеянная «Калевалой»
(симфоническая поэма «Тапиола», 1926). Последние 30 лет жизни композитор не
сочинял. Однако творческие контакты с музыкальным миром не прекращались. К нему
приезжали многие музыканты из разных стран мира. Музыка Сибелиуса звучала в
концертах и была украшением репертуара многих выдающихся музыкантов и дирижеров
XX в.
Комментариев нет:
Отправить комментарий