Jules Massanet / Жюль Массне
2 Pièces pour piano. Papillons Noirs; Papillons Blancs
Valse très lente
10 Pièces de genre, Op.10, No3 Barcarolle
2 Pièces pour piano. Papillons Noirs; Papillons Blancs
Valse très lente
10 Pièces de genre, Op.10, No3 Barcarolle
Каждый
французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как
каждый итальянец — частицу Верди и Пуччини.
Ф. Пуленк
Ф. Пуленк
Жюль Эмиль Фредерик Массне
(фр. Jules Émile
Frédéric Massenet; 12 мая 1842, — 13 августа
1912) — французский композитор, получивший известность благодаря своим
операм, которых насчитывается более тридцати. Чаще других ставились две
оперы — «Манон» (1884) и «Вертер» (1892). Массне также писал оратории,
балеты, произведения для оркестра, музыку к спектаклям, фортепианные пьесы,
песни и другие музыкальные произведения.
Сын
владельца железных копей, Массне получает первые музыкальные уроки у матери; в
Парижской консерватории учится у Савара, Лорена, Базена, Ребера и Тома. В 1863
году удостоен Римской премии. Посвятив себя различным жанрам, прилежно трудится
и на театральном поприще. В 1878 году после успеха «Короля Лахорского»
назначается профессором композиции в консерватории, должность, которую он
занимает до 1896 года, когда, достигнув мировой известности, он оставляет все
посты, в том числе директора Института Франции.
«Массне в
полной мере реализовал себя, и тот, кто, желая уколоть его, втихомолку
отзывался о нем как об ученике модного песенника Поля Дельме, пустил шутку
дурного вкуса. Массне, напротив, много подражали, вот это правда... его
гармонии подобны объятиям, а мелодии — изогнутым шеям... Похоже, что Массне
стал жертвой своих прекрасных слушательниц, чьи веера долго и восторженно
трепетали на его спектаклях... Признаюсь, мне непонятно, почему лучше нравиться
старым дамам, любительницам Вагнера и космополиткам, чем юным надушенным
особам, не очень хорошо играющим на пианино». Эти утверждения Дебюсси, если
оставить в стороне иронию, хорошо характеризуют творчество Массне и его
значение для французской культуры.
Когда была
создана «Манон», другие композиторы на протяжении века уже определили характер
французской оперы. Вспомним «Фауста» Гуно (1859), незавершенных «Троянцев»
Берлиоза (1863), «Африканку» Мейербера (1865), «Миньон» Тома (1866), «Кармен»
Бизе (1875), «Самсона и Далилу» Сен-Санса (1877), «Сказки Гофмана» Оффенбаха
(1881), «Лакме» Делиба (1883). Помимо оперной продукции достойны упоминания и
наиболее значительные произведения Сезара Франка, написанные между 1880 и 1886
годами, сыгравшие столь важную роль в создании чувственно-мистической атмосферы
в музыке конца века. В это же время Лало внимательно изучал фольклор, а
Дебюсси, награжденный в 1884 году Римской премией, был близок к окончательному
формированию своего стиля.
Что касается
других видов искусства, то импрессионизм в живописи уже изжил себя, и художники
обратились к одновременно натуралистическому и неоклассицистскому, новому и
драматическому изображению форм, как, например, Сезанн. Более решительно
перешли к натуралистическому изображению человеческого тела Дега и Ренуар,
тогда как Сёра в 1883 году экспонировал свою картину «Купание», в которой
неподвижность фигур знаменовала поворот к новой пластической структуре, быть
может, символистской, но по-прежнему конкретной и четкой. Символизм начал
только-только проглядывать в первых работах Гогена. Натуралистическое
направление (с чертами символизма на социальном фоне), напротив, очень
явственно в это время в литературе, особенно в романах Золя (в 1880 году
появилась «Нана», роман из жизни куртизанки). Вокруг писателя образуется
группа, обращающаяся к изображению более неприглядной или по меньшей мере
необычной для литературы действительности: между 1880 и 1881 годами Мопассан
избирает публичный дом местом действия своих рассказов из сборника «Дом
Теллье».
Все эти
идеи, замыслы и тенденции нетрудно обнаружить и в «Манон», благодаря которой
композитор внес свой вклад в оперное искусство. За этим бурным началом
последовало долгое служение опере, в течение которого не всегда находился
подходящий материал для раскрытия достоинств композитора и не всегда
сохранялось единство творческой концепции. Как следствие, различные типы
противоречий наблюдаются и на уровне стиля. Вместе с тем переходя от веризма к
декаденству, от сказки к историческому или экзотическому рассказу с
разнообразным использованием вокальных партий и оркестра, Массне никогда не
разочаровывал свою публику, хотя бы благодаря только превосходно сработанному
звуковому материалу. В любой его опере, даже не удавшейся в целом, есть
памятная страница, живущая самостоятельной жизнью вне общего контекста. Все эти
обстоятельства обеспечили большой успех Массне на дискографическом рынке.
Лучшими его образцами остаются в конечном итоге те, в которых композитор верен
самому себе: лиричному и страстному, нежному и чувственному, передающему свой
трепет партиям наиболее созвучных ему главных героев, влюбленных, чья
характеристика не чужда изысканности симфонических решений, достигнутых с
легкостью и лишенных школярской ограниченности.
Г. Маркези
(в переводе Е. Гречаной)
Jules Massenet / Жюль
Массне. Cendrillon / Золушка. Marche des Princesses
Комментариев нет:
Отправить комментарий