Арам Ильич Хачатурян / Aram Khachaturian
НОКТЮРН из музыки к драме Лермонтова 'Маскарад'
НОКТЮРН из музыки к драме Лермонтова 'Маскарад'
Русский композитор и музыкально-общественный деятель
Арам Ильич Хачатурян (1903–1978), отмечая большой интерес композиторов всех
эпох и народов к личности М. Ю. Лермонтова, его произведениям, писал:
«Лермонтов — один из тех великих русских гениев, чье творчество будет вечно
жить в музыке!» О том, насколько ему самому было близко творчество Лермонтова,
свидетельствуют такие слова композитора: «С трепетным волнением писал я музыку
к драме Лермонтова „Маскарад“. Какая глубина чувств, всепобеждающая сила
страстей!» Эта музыка и стала, пожалуй, самым популярным, чаще всего
исполняемым сочинением Хачатуряна.
Спектакль был поставлен в 1941 году Московским театром им. Евгения Вахтангова, а в 1944-м композитор на основе музыки к нему создал две редакции Сюиты для оркестра в пяти частях: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс, Галоп. В том же году 6 августа была исполнена первая редакция, для малого состава симфонического оркестра, а 8 ноября — вторая, для парного состава (партитура: М., 1947; М., 1954).
Неоднократно осуществлялись также переложения, обработки Сюиты и ее отдельных частей: переложение Вальса для фортепиано А. Долуханяна (Л., 1948), инструментовка Вальса для оркестра смешанного состава М. Смузикова (М. — Л., 1950), концертная обработка Вальса для скрипки и фортепиано М. Фихтенгольца (М., 1951) и др. По наблюдению И. Андроникова, «в музыке Хачатуряна к „Маскараду“ все отмечено той новизной, которая никогда не состарится». «Трудно представить себе музыку, более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова», — пишет он о знаменитом вальсе Арбенина, подчеркивая, что это «музыка глубоко современная и по фактуре и по ощущению поэзии Лермонтова, совершенно свободная от какой-либо стилизации, от попытки „подделаться“ так, чтобы трудно было отличить эту музыку от подлинного произведения эпохи». В 1948 году на основе музыки Вальса из драмы «Маскарад» поэт Павел Герман создал литературно-музыкальную композицию «Встреча с поэтом», исполнявшуюся Клавдией Шульженко.
(По материалам Лермонтовской энциклопедии)
Содержание:
1. Вальс
2. Ноктюрн
3. Мазурка
4. Романс
5. Галоп
Спектакль был поставлен в 1941 году Московским театром им. Евгения Вахтангова, а в 1944-м композитор на основе музыки к нему создал две редакции Сюиты для оркестра в пяти частях: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс, Галоп. В том же году 6 августа была исполнена первая редакция, для малого состава симфонического оркестра, а 8 ноября — вторая, для парного состава (партитура: М., 1947; М., 1954).
Неоднократно осуществлялись также переложения, обработки Сюиты и ее отдельных частей: переложение Вальса для фортепиано А. Долуханяна (Л., 1948), инструментовка Вальса для оркестра смешанного состава М. Смузикова (М. — Л., 1950), концертная обработка Вальса для скрипки и фортепиано М. Фихтенгольца (М., 1951) и др. По наблюдению И. Андроникова, «в музыке Хачатуряна к „Маскараду“ все отмечено той новизной, которая никогда не состарится». «Трудно представить себе музыку, более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова», — пишет он о знаменитом вальсе Арбенина, подчеркивая, что это «музыка глубоко современная и по фактуре и по ощущению поэзии Лермонтова, совершенно свободная от какой-либо стилизации, от попытки „подделаться“ так, чтобы трудно было отличить эту музыку от подлинного произведения эпохи». В 1948 году на основе музыки Вальса из драмы «Маскарад» поэт Павел Герман создал литературно-музыкальную композицию «Встреча с поэтом», исполнявшуюся Клавдией Шульженко.
(По материалам Лермонтовской энциклопедии)
Содержание:
1. Вальс
2. Ноктюрн
3. Мазурка
4. Романс
5. Галоп
Комментариев нет:
Отправить комментарий