Святослав Теофилович Рихтер / Sviatoslav Richter
Ludwig van Beethoven, Piano Sonata No. 1, AllegroClaude Debussy,Préludes (Book 1) Voiles (Паруса)
Святослав Теофилович Рихтер (7 (20) марта 1915, Житомир — 1 августа 1997, Москва) — один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций. Основатель ряда музыкальных фестивалей, включая «Декабрьские вечера» в ГМИИ им. Пушкина.
Народный артист СССР (1961). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской (1961), Сталинской (1950) и Государственных премий РСФСР имени Глинки (1987) и России (1996). Первый в СССР обладатель премии «Грэмми» (1960)
Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире. Вскоре семья
переехала в Одессу, где прошли детские и отроческие годы будущего артиста. Его
отец — Теофил Данилович — преподавал в консерватории и (был известным в городе
музыкантом. В свое время он закончил Венскую Академию музыки, и именно он дал
своему сыну первые уроки игры на фортепиано, когда мальчику было только пять
лет. О матери Рихтера, Анне Павловне, известно, что она была эрудированной
любительницей музыки. Постоянно заниматься с сыном отец не мог, поскольку был
вынужден все свое время отдавать занятиям с учениками. Это была обычная
ситуация для семьи музыкантов-профессионалов. Поэтому уже с девяти-десяти лет
Святослав был практически предоставлен самому себе. Лишь в течение недолгого
времени он брал уроки у пианистки А. Атль, одной из учениц его отца. И эту
свободу действий мальчик использовал весьма оригинально: он начал играть все
ноты, которые были в доме. Особенно его заинтересовали оперные клавиры.
Постепенно Рихтер научился играть любую музыку с листа и стал квалифицированным
аккомпаниатором.
С пятнадцати лет он уже помогает отцу, а вскоре начинает работать
самостоятельно: становится аккомпаниатором в музыкальном кружке при Доме
моряка. После окончания школы он несколько лет работал концертмейстером в
Одесской филармонии. В это время Святослав разъезжал с концертными бригадами,
аккомпанируя различным музыкантам, и набирался опыта.
В 1932 году он переходит на работу в Одесский оперный театр и становится
помощником дирижера С. Столермана. Рихтер помогает ему на репетициях и в работе
с певцами, постепенно расширяя собственный репертуар. В мае 1934 года пианист
дает первый клавирабенд — сольный концерт — в Одесском доме инженеров, исполняя
произведения Ф. Шопена. Концерт прошел с большим успехом, но в то время юноша
еще не задумывался о том, чтобы профессионально учиться музыке.
Только через пять лет, весной 1937 года, Рихтер наконец отправился в Москву
поступать в консерваторию. Это был достаточно смелый шаг, поскольку молодой
исполнитель не имел никакого музыкального образования. На приемном экзамене
Рихтера услышал выдающийся пианист Г.Г. Нейгауз. С этого дня Рихтер стал его
любимым учеником.
О первой встрече с двадцатидвухлетним музыкантом рассказал сам Генрих
Густавович:
«Студенты попросили прослушать молодого человека из Одессы, который хотел
бы поступить в консерваторию в мой класс. — Он уже окончил музыкальную школу? —
спросил я. — Нет, он нигде не учился.
Признаюсь, ответ этот несколько озадачивал. Человек, не получивший
музыкального образования, собирался в консерваторию!.. Интересно было
посмотреть на смельчака.
И вот он пришел. Высокий, худощавый юноша, светловолосый, синеглазый, с
живым, удивительно привлекательным лицом. Он сел за рояль, положил на клавиши
большие, мягкие, нервные руки и заиграл.
Играл он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто и строго.
Его исполнение сразу захватило меня каким-то удивительным проникновением в
музыку. Я шепнул своей ученице: «По-моему, он гениальный музыкант». После Двадцать
восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа.
И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще... С этого дня
Святослав Рихтер стал моим учеником».
Нейгауз принял Рихтера в свой класс, но никогда не учил его в общепринятом
смысле этого слова. Как позже писал сам Нейгауз, учить Рихтера было нечему —
нужно было только развивать его талант. Рихтер на всю жизнь сохранил
благоговейное отношение к своему первому учителю. 1нтересно, что, переиграв
чуть ли не всю мировую фортепианную классику, он никогда не включал в программу
Пятый концерт Бетховена, считая, что не сможет сыграть его лучше своего
учителя.
26 ноября 1940 года в Малом зале Московской консерватории состоялся дебют
Рихтера перед столичной аудиторией. В этом первом концерте он выступал вместе
со своим учителем. А через несколько дней дал собственный сольный концерт в
Большом зале консерватории, и с этого времени началась его долгая жизнь
музыканта-исполнителя.
«...Он сумел «наверстать» упущенное в смысле достижения всеобщего
признания, условно говоря, за один вечер... — комментировала критика
знаменательный ноябрьский клавирабенд 1940 года, — в свои... двадцать пять лет
был сразу воспринят как законченный пианист мирового класса...»
Во время войны Рихтер находился в Москве. При малейшей возможности выступал
с концертами. И ни на день не прекращал занятий. С июня 1942 года Рихтер
возобновляет концертную деятельность и буквально начинает «осыпать» публику
новыми программами. Одновременно начинаются его гастроли по различным городам.
За два последних военных года он объехал почти всю страну. Даже государственный
экзамен в консерватории он сдавал в форме концерта в Большом зале
консерватории. После этого выступления комиссия постановила выгравировать имя
Рихтера золотыми буквами на мраморной доске в фойе Малого зала консерватории.
Один из концертов в Москве в Большом зале консерватории в 1944 году стал
для него, еще студента нейгаузовского класса — государственным экзаменом. Тогда
и было официально засвидетельствовано окончание им высшего музыкального
учебного заведения.
В 1945 году Святослав Рихтер стал победителем всесоюзного конкурса
музыкантов-исполнителей. Он долго не хотел заявлять о своем участии в нем, так
как считал несовместимыми понятия музыки и соревнования. Но участвовать в
конкурсе он стал для того, чтобы укрепить преподавательскую репутацию своего
учителя Нейгауза.
Один из очевидцев тех событий К.Х. Аджемов рассказывал: «Помню особую
настороженность публики перед выступлением Рихтера. Он заметно волновался.
Неожиданно погас свет. На эстраду вынесли свечи. Рихтер весь отдался
музицированию. Он играл две прелюдии и фуги из первого тома «Хорошо
темперированного клавира» Баха... Неторопливо раскрывалась гениальная музыка, в
служителе которой каждый присутствовавший чувствовал человека высокой души и
сердца... Исполнение запомнилось навсегда». Рихтеру была присуждена на конкурсе
первая премия — ему и В.К. Мержанову, ученику С.Е. Фейнберга. В дальнейшем
Рихтер не участвовал ни в каких конкурсах. Кроме того, он отказывался и от
председательствования в жюри многих международных конкурсов.
Последующие годы он провел в беспрерывных гастролях. При этом постоянно
расширялась география концертных поездок. «Жизнь артиста превращается в
сплошной поток выступлений без отдыха и передышки, — пишет В.Ю. Дельсон. —
Концерт за концертом. Города, поезда, самолеты, люди... Новые оркестры и новые
дирижеры. И опять репетиции. Концерты. Полные залы. Блистательный успех...»
В 1950 году Рихтер выезжает на первые зарубежные гастроли в Чехословакию.
Потом следуют поездки в другие страны. Только после этого руководство
«выпускает» Рихтера в Финляндию. Его концерты проходят, как всегда, с триумфом,
и в том же году пианист совершает большую поездку по США и Канаде. И везде ему
рукоплещут переполненные концертные залы, именуют «гигантом», «самым
значительным из всех ныне здравствующих пианистов» и т.д. Критика все чаще
заговаривает о «феномене Рихтера»...
Секрет стремительного взлета Рихтера заключался не только в том, что он
обладал уникальной широтой репертуара. С одинаковым успехом он играл Баха и
Дебюсси, Прокофьева и Шопена. Главное же его качество как исполнителя — это
умение из любого музыкального произведения создать неповторимый и цельный
образ. Любая музыка звучала в его исполнении так, как будто именно он сочинил
ее на глазах у зрителя. Это отметила одна из газет, скорбя о смерти великого
маэстро: «Он был посредником между людьми и Богом».
В отличие от других пианистов, Рихтер умел раствориться в исполняемой им
музыке. В ней в полной мере раскрывалась его гениальность. Сам же маэстро
говорил, когда журналисты обращались к нему с просьбой об интервью (а на
контакт с прессой он шел весьма и весьма неохотно): «Мои интервью — мои
концерты». А выступать перед публикой музыкант считал святой обязанностью.«Рихтер — пианист удивительной внутренней концентрации, — писал о советском музыканте один из зарубежных рецензентов. — Порой кажется, что весь процесс музыкального исполнения происходит в нем самом...»
Как считает Г.М. Цыпин: «Понять самое сокровенное в творчестве Рихтера-пианиста можно лишь в том случае, если ощутить вибрацию тончайших нитей, связывающих это творчество с индивидуально-личностным миром Рихтера-человека. Только так, зная и помня об этих нитях, вслушиваясь в их таинственное, но всегда различимое «звучание», можно прийти к объяснению хрустальной чистоты и возвышенности искусства замечательного пианиста, рассмотреть первоистоки подлинно эллинской гармонии и строгого душевного целомудрия его исполнительских трактовок, их гордой артистичности и одухотворенного интеллектуализма. Всего того, что в конечном счете находит выражение в бескорыстном, поистинe альтруистическом отношении Рихтера к Музыке. Того, что сообщает высокую морально-этическую ценность его исполнительству».
На протяжении многих лет рядом с Рихтером находилась его жена — певица Нина
Львовна Дорлиак. Когда-то она выступала с собственными концертами, но оставила
сцену и стала известным музыкальным педагогом. Сам Рихтер никогда не имел
учеников. Вероятно, у него просто не было времени, а может быть, причина в том,
что гениальности научить нельзя.
О разносторонности таланта, напоминающей гениев эпохи Возрождения,
свидетельствует и увлечение Рихтера живописью. Всю жизнь он собирал картины и
даже сам писал маслом. В Музее частных коллекций хранятся несколько авторских
работ Рихтера. Что же касается основной коллекции, то большая ее часть также
передана в музей. Надо сказать также, что в 1960-е—1970-е годы Рихтер устраивал
в своем доме художественные выставки представителей неформальных течений.
Особенно интересными оказались экспозиции Е. Ахвледиани и В. Шухаева.
«Одно слово необходимо, когда рассказываешь о нем: бескорыстие, — пишет
соученица Рихтера по нейгаузовскому классу в консерватории В.В. Горностаева. —
Во всем, что делает Рихтер, всегда поражает полное отсутствие утилитарных
целей... В общении с ним немыслимы пошлость, вульгарность. Он умеет
игнорировать, как нечто чуждое и неинтересное, все проявления суетности в
человеке».
Рихтер был организатором и бессменным участником регулярных летних
музыкальных фестивалей во Франции, а также знаменитых Декабрьских вечеров в
московском Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Итальянском дворике
которого в августе 1997 года Москва прощалась с величайшим пианистом XX века.
Приглашаю на сайт, посвященный Святославу Рихтеру: www.svrichter.com
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное за Ваше приглашение
УдалитьЗаходите и зарегистрируйтесь на фейсбуке в группе Рихтера
Удалитьhttps://www.facebook.com/groups/2207754680